Церковь святых апостолов Петра и Павла в ст.Старочеркасской. Печать
13.01.2011 11:15

Церковь святых апостолов Петра и Павла – одна из главных в первой столице Войска Донского. 

 

По упоминаниям в грамотах войска Донского на этом месте – на Торговой площади бывшей Прибылянской станицы Черкасска, - еще в 1692 году находилась деревянная церковь, которая, очевидно, во время грандиозного пожара 1744 года сгорела и была заменена каменной. Для строительства Петропавловской императрица Елизавета Петровна в 1749 году прислала атаману Даниле Ефремову с казаком Михаилом Барабанщиковым московского мастера, десять каменщиков и штукатуров, которые довольно быстро ее завершили, всего за три года. В 1751г.состоялось освящение храма. По своей архитектуре Петропавловская церковь принадлежит к типу трехчастных храмов. Она имела иконостас, стены были расписаны орнаментальной и сюжетной живописью. К трапезной примкнула трехъярусная колокольня. С южной стороны в 1751 году пристроили придел Иоанна Воина.

В Петропавловской церкви был крещен будущий герой Отечественной войны 1812 года донской атаман Матвей Иванович Платов, родившийся в Черкасске. На площади, примыкающей к храму, осенью 1800 года были засечены до смерти братья Евграф и Петр Грузиновы, донские казаки, замыслившие переустроить Россию на республиканский манер, даровав ее гражданам основные политические права и свободы.

Подобные центричные, с зытянутыми главками церкви встречаются в городах средней полосы России. Однако Петропавловская церковь обращает на себя внимание стройностью пропорций, лаконичной простотой архитектурного решения, выдающими руку хорошего мастера. По-видимому, мы имеем здесь дело с архитектором переходной поры от барокко к раннему классицизму, причем архитектором, прекрасно осведомленным о художественных исканиях Центральной России и учитывающим местные традиции и вкусы.

Барочная композиция «восьмерик на четверике» используется и в церкви и в колокольне. Комбинируя одни и те же формы, архитектор добивается выражения какой-то удивительно спокойной монументальности. Кубическое основание храма завершается высокой четырехскатной кровлей, переходящей в узкий световой барабан с маковкой купола. Стены украшены пилястрами, скругленными наличниками окон, которые скупостью декора лишь подчеркивают ясность членения архитектурных объемов. Северные и южные фасады приделов церкви оформлены четырехколонными портиками.

Колокольня в одной связи с храмом благодаря плавному переходу четверика к граненому ярусу звона кажется еще монолитнее и стройнее. В паре они образуют согласованный ансамбль, выразительность которого очевидна издали, когда с разных сторон и ракурсов их силуэты каждый раз сочетаются по-разному.

Находившиеся внутри церкви росписи, иконостас работы конца первой половины XIX века не сохранилось. Да и сама церковь подверглась сильному разрушению. Фактически к 70-м годам прошлого века сохранился лишь главный «четверик» основания храма, без купола и пределов. Колокольня была почти полностью снесена.

Работы по воссозданию храма начались ещё в середине 1970-х гг., вскоре после создания Старочеркасского музея-заповедника. Но из-за недостатка средств уже через несколько лет были приостановлены.

 Активные работы по восстановлению храма возобновились в 2004г. после принятия Администрацией Ростовской области специального решения и выделения из бюджета области необходимых средств. К 2008г. восстановительные работы были в основном завершены. Однако внутренняя отделка и иконостас ещё не восстанавливались. Здесь в настоящее время размещаются выставки Старочеркасского музея-заповедника.

 

 

 

 

Обновлено 14.01.2011 13:49