Здание Управления Северо-Кавказкой железной дороги Печать
06.02.2014 11:06
г.Ростов-на-Дону, театральная площадь

Управления Владикавказской (ныне – Северо-Кавказской) железной дороги расположено в восточной части Театральной площади Ростова. Это единственное здание железнодорожного управления, возведенное в предреволюционные годы на юге России; его фасады, оформленные в стиле «железнодорожного модерна», также редки для южного региона.


Управление Общества Владикавказской железной дороги, со времени возникновения находившееся в Ростове, несколько десятилетий не имело собственного здания, а размещалось в разных доходных домах, в арендуемых помещениях. И только в 1910 году был объявлен конкурс на лучший проект здания, под которое управление общества приобрело земельный участок на территории Нахичевани (тогда – отдельного города) рядом с Александровским садом. По результатам архитектурного конкурса из 27 представленных проектов для дальнейшей разработки выбрали проект архитектора Вальтера. Три проекта получили премии, но выбран был архитектор Н. Вальтер. А.П. Буткову, занимающему должность гражданского инженера технического отдела службы пути, доверено провести дальнейшие работы, связанные с проектированием рабочих чертежей, фасадов, а также организация строительных работ.

 

Строить здание начали в июле 1911 года, в основном, завершили к концу 1913 года.
Стиль, выбранный для оформления фасадов, был характерен для облика пристанционных зданий Европы и потому в просторечии его называли «железнодорожным модерном», но в то же время в его архитектуре и оформлении прослеживаются мотивы эклектики.

Здание, довольно большое по полезной площади, на первый взгляд производит впечатление вполне сомасштабного человеку. Это достигается относительно небольшой высотой - всего 4 этажа без цокольного - и огромной периметральной застройкой по всему кварталу. Четырёхэтажное здание занимает квартал в плане и имеет три внутренних двора.  В отделке фасада использованы два цвета: красный и охристый. Характерной особенностью является сочетание оштукатуренных поверхностей с естественной фактурой кирпичной кладки под расшивку швов.

 


Фасады украшены рельефными эмблемами Владикавказской железной дороги. Первый этаж оформлен рустом. Во двориках, "посаженных" внутри здания, сформирована вполне гуманистическая, камерная обстановка.

 


Объект расположен перед огромной городской площадью. Большие окна, особенно в двухсветном зале начальника дороги, выходящем на главный фасад, строгость форм и колера придают зданию ощутимую монументальность.

 


Здание управления Владикавказской железной дороги стало первым строением будущей Театральной площади. Оно доминировало над окружающей малоэтажной застройкой.

 

В середине 1920-х в здании Управления разместился Округ путей сообщения Северо-Кавказской железной дороги; в середине 1930-х – Управление Ворошиловской железной дороги, через несколько лет переименованное в Управление Северо-Кавказской железной дороги.

 

В годы Великой Отечественной войны пожар уничтожил крышу, стропила, аттики, окна, двери. Послевоенный ремонт проходил в 1948-49 годы. После него здание продолжало использоваться по первоначальному назначению.

В начале 2000-х выполнен ремонт фасадов, который вернул зданию ряд самобытных архитектурных деталей.