Николай Никанорович Дубовской
Николай Никанорович Дубовской - с.2 |
Страница 2 из 5 Н.Н. Дубовской вместе с И.И. Левитаном, другими молодыми передвижниками был создателем нового направления в русской пейзажной живописи, которое получило впоследствии название «пейзаж настроения». Для них главным в пейзаже становится не столько точность воспроизведения природы, сколько то, из чего слагается красочное впечатление, что составляет «настроение» мотива, его художественный смысл. Программным произведением Дубовского в этом плане стала картина «Притихло». Показанная в 1890 году на 18-й передвижной выставке, она сразу же получила единодушную оценку и признание. Узнав о том, что еще до открытия выставки в С.-Петербурге картина была приобретена императором Александром III для Зимнего дворца, П.М. Третьяков заказывает художнику ее повторение для своей галереи в Москве. «Притихло» и теперь самое известное произведение Н.Н. Дубовского. Старейший русский и советский пейзажист В.Н. Бакшеев высказался о нем так: «Среди лучших произведений мировой живописи найдется немного полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью выражено то, что принято называть настроением. Это действительно картина в полном смысле этого слова». На каждой передвижной выставке появляются новые работы Н.Н. Дубовского, выдвигающие его в первый ряд русских пейзажистов, в котором блистают имена И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова. Особо отмечались критикой такие произведения как «Вне монастыря» (1893), «Водопад Иматра» (1894), «Пашня» (1894), «Последние льдины» (1897), «Океан» (1899), «Жатва» (1899), «Сумерки» (1901), «Поденщики» («Землекопы», 1906), «У Василия Блаженного» (1916) и другие. Опираясь на опыт и достижения русских пейзажистов старшего поколения — А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, М.К. Клодта, используя открытия французских импрессионистов в области цвета и пленера, Дубовской однако, не увлекался «этюдизмом», а остался, прежде всего, мастером пейзажной картины. В 1898 году императорская Академия художеств избрала Н.Н. Дубовского академиком пейзажной живописи, в 1900 — действительным членом Академии, в 1908 — членом академического Совета. В 1911 году его пригласили занять место профессора-руководителя пейзажной мастерской. После смерти Н.А. Ярошенко (1898), Н.Н. Дубовской, пользовавшийся особым доверием своих товарищей — художников, фактически возглавил ТПХВ. Во многом благодаря ему, оно не распалось и продолжало активную деятельность не только до революции, но и в первые годы Советской власти, достойно сохранив реалистические традиции. |