Ростов-на-Дону на "поворотах истории" Печать

В Ростове сотни мест, зданий, сооружений, с которыми связаны многие важнейшие события его истории. Мы выделили из них всего несколько. Может быть, они не самые яркие и красивые. Но с ними – на наш, конечно же, очень субъективный взгляд, - в первую очередь связаны наиболее важные, «судьбоносные» события истории нашего города.

Первое такое место, определившее расположение нашего города – природный объект, ставший и историческим – «Богатый колодезь».

 


Вторым по важности событием после учреждения Темерницкой таможни, стало строительство крепости, давшей имя нашему городу. От крепости на поверхности практически ничего не осталось (под землёй-то осталось много чего, хотя и значительно разрушенное строительством многочисленных подземных коммуникаций). Сохранился только небольшой холмик – остаток былого крепостного вала, - на котором располагается «Ротонда» парка 1 мая (ранее парка Коммерческого клуба).


Здание Городской управы. Оно до сих пор сохранилось - на углу пер.Семашко и ул.Станиславского – хотя его, заставленное со всех сторон всевозможными ларьками, мало кто сможет узнать. Это, пожалуй, самое старое здание, сохранившееся почти в первоначальном облике в центре города – оно было построено в 50-е годы 19 века. Считается, что это было первое каменное здание, построенное в Ростове. Строительство этого здания, на наш взгляд, отразило важный поворотный момент – бывший форштадт бывшей крепости (к тому времени её валы были уже срыты), уже именовавшийся к тому моменту городом стал превращаться в город на деле.


«Поднялся» наш город, начиная с 1860-х годов, благодаря торговле – преимущественно зерном и углём, -  давшей городу второе имя «Ростов-город купец». Главные символы этого торгового бума конца 19 века – не особняки купцов и не магазины на Московской и Большой Садовой, - а многочисленные склады, протянувшиеся вдоль Дона. Очень горько, что эти здания,  десятилетия определявшее экономическое процветание Ростова, стремительно разрушаются. Ещё немного, и мы их потеряем навсегда.

 

Ещё одно имя нашего города – «Ворота Кавказа». Этими воротами – то есть важнейшим транспортным узлом, соединившим всю прочую Россию с Кубанью, Северным Кавказом, Закавказьем, - Ростов стал на рубеже 19 и 20 веков, когда здесь был создан крупнейший железнодорожный узел, а берега Дона соединил железнодорожный мост.

Мостов было несколько. В настоящее время стоит и продолжает успешно, безотказно работать мост, открытый в 1913г. Он интересен не только как памятник истории, но и – благодаря своему оригинальному решению, - как памятник отечественной инженерной мысли.

Сердцем Ростовского железнодорожного узла были мастерские Владикавказской железной дороги (ныне электровозоремонтный завод), корпуса которого сохранились до наших дней.

 

Железнодорожные мастерские – как самое, говоря сегодняшним языком, «технологически продвинутое» для своего времени предприятие, - многие десятилетия были и символом стремительного индустриального развития нашего города в начале 20 в. В этот период в Ростове были созданы десятки промышленных предприятий и город получил ещё одно имя – «русский Чикаго». Из всех этих предприятий мы выделим одно – здание писчебумажной фабрики Панченко (ныне обойная фабрика), - потому что основной комплекс зданий этой фабрики сохранился и является важным памятником индустриальной архитектуры начала 20 века.

 


Ниже – открытка с изображением Городского Доходного дома. Это здание интересно и само по себе. Но мы его помещаем потому, что в 1916г. в этом здании был размещён, вывезенный из Варшавы университет. Это событие стало началом развития Ростова как одного из ведущих российских научных центров, центров высшей школы.

 

 


Многие десятилетия эти знаки определяли «ростово-нахичеванскую межу» - границу между Ростовом-на-Дону и Нахичеванью-на-Дону. Знаки не сохранились. Жаль, конечно. Но то, что граница была «стёрта» и два города объединились в один, стало, несомненно, важным этапом в развитии теперь уже единого Ростова-на-Дону.


Символом второго – советского, - этапа стремительного индустриального развития города стал «Ростсельмаш». И по сей день он остаётся, пожалуй, главным «брэндом» Ростова.


«Ростов – порт пяти морей». Это ещё одно имя нашего города. Его он получил совсем недавно – чуть более полувека назад, после открытия Волго-донского канала. Тогда – в ожидании прибытия по новому водному пути «товарища Сталина», - был построен речной вокзал, ставший несомненным символом этого важного исторического рубежа: превращение Ростова в крупный узел на одном из главных водных путей страны.  

В 1970-е гг., после сооружения нового здания речного вокзала, старое было снесено (вначале частично – восточное крыло и центральная часть). Зачем это было сделано, - непонятно, ведь новый вокзал был построен на другом месте и здания совсем не мешали друг другу.

Западное крыло сохранялось вплоть до недавнего времени. В нём располагался  выставочный зал Союза художников. Но и он стал жертвой «войн за землю» последних лет.  

 

Сегодняшнюю панораму Ростова невозможно представить без телевизионной башни. Она органично вписалась в вид нашего города. И стала его таким же украшением, как Эйфелева башня украшением Парижа. Но она стала и символом первого – большого и решительного, - шага нашего города в новую «информационную эру» (правда, в то время и таких-то слов не знали).


С 60-х гг. прошлого века начинается бурный территориальный рост города. Один за другим стали возникать «спальные районы». В архитектурном плане они, как говорится, «не блещут», но их строительство стало наглядным отражением общего социально-экономического роста города в 1960-1980-е гг.: рабочим, преподавателям, студентам развивающихся старых и строящихся новых предприятий, вузов, техникумов надо было где-то жить и жить достаточно комфортно.

Первым таким «спальником» стал Западный жилой массив. А одним из его главных символов многие годы была «Аллея роз», возрождённая к нынешнему юбилею.

 

Что определит новый этап развития нашего города? И что станет его символом?

Надеемся пожить и увидеть…