top.mail.ru Новый музей – старые заботы.

Вернуть памятник

Я поддерживаю требование отобрать памятник культурно-исторического наследия «Дом Максимова» у его недобросовестных владельцев, не выполнивших подписанных охранных обязательств.




Ваш комментарий


Голосования

Как Вы оцениваете работу заботу Ростовских властей по сохранению культурно-исторического наследия Ростова-на-Дону?
 

Рассказы о памятниках

Вознесенский кафедральный собор
Вознесенский кафедральный собор – третий в России по величине и красоте (после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге) – выполнен в нововизантийском стиле.

Официально

Призвать к ответу

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....

Глава Елизаветинского сельского поселения незаконно присвоил земли объекта общенационального достояния

По данным областной прокуратуры, превысив свои полномочия, глава Елизаветинского сельского поселения личн...
Баннер
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Новый музей – старые заботы. PDF Печать E-mail
08.04.2013 00:00

Увлекательны и драматичны судьбы ростовских зданий, перешагнувших рубеж столетия. Одно из них - бывший доходный дои по улице Московской, 72. В середине 1990-х годов его внесли в список вновь выявленных памятников, в 1998 году дом стал памятником регионального значения, затем оказался в списке аварийных зданий, подлежащих ремонту (трещины по фасадной стене верхнего яруса впечатляют сегодня любого прохожего). А в этом году представители администрации Ростова заявили о решении передать здание городскому управлению культуры для размещения в нём городского музея.


Трёхэтажный дом, в кото­ром предстоит разместиться музею города, несмотря на свой обветшалый вид, всегда вызывал интерес у ростовчан и гостей города.

Об инициаторах строитель­ства на рубеже XIX-XX вв. Вениамине Кисине из посада Азова и Исааке Фроймовиче из Полтавы известно, что они приписались к ростовским ме­щанам в середине 1880-х годов. Обоим предпринимателям бы­ло далеко за сорок, когда они взялись торговать готовым платьем. Дело началось удач­но. Но для размаха  предпри ятия нужно было бойкое .место рядом с Базарной площадью. И компаньоны приобрели до­мовладение на престижной Московской улице между дву­мя площадями — Старый базар и Новый базар.

Напомним, что Московская улица на рубеже прошлых сто­летий была улицей престижных магазинов. Были тут модные магазины «Город Леон» и «Венский шик», многочисленные предприниматели содержали магазины готового платья. Чтобы выдержать конкуренцию, надо было строить на этом месте престижный многоэтажный дом.

В городе в то время бывали случаи, когда люди небогатые, но оборотистые, взяв долговре­менный кредит, вкладывали деньги в строительство домов, которые возводились за два-три года, затем сдавали их в наём (подвалы — под склады, нижний этаж — под магазины, конторы, верхние — под квар­тиры). Через два года вложе­ния окупались, дом начинал приносить стабильный доход.

Кто помог получить долго­временный кредит В.Г. Кисину и И.Ш. Фроймовичу, кто стал их поручителями, кто взял подряд на строительство до­ходного дома — сегодня неиз­вестно.

По данным краеведа АЛ. Зи­мина, автором проекта доходного дома В.Г. Кисина и И.Ш. Фрой-мовича был городской архитектор Николай Дорошенко. В на­стоящее время, зная список его архитектурных творений в Ростове, возражений такое пред­положение не вызывает. Кроме того, известно, что в конце дека­бря 1898 года зодчий скоропо­стижно скончался, а разрешение на строительство было опублико­вано в газете «Ведомости Рос-товской-на-Дону городской Уп­равы» в начале февраля следующего 1899 года. Там же назывался городской архитектор В.К. Шкитко, которому поруча­ется наблюдение за возведением «3-этажного с подвалом каменно­го дома».

А.П. Зимин также утверж­дал, что нахичеванский город­ской архитектор Николай Дурбах завершал разработку проекта дома и осуществлял его коррек­тировку сообразно участку для строительства, который был окончательно определён после получения названного разреше­ния. Это косвенно подтверждает то, что в июле того же 1899 года в той же газете разрешалась «надстройка 4-го "этажа на дом и пристройка по боковым фли­гелям несгораемых террас». Вероятно, проектное решение изменилось.   '

Однако четвёртый этаж так и не был возведён, несгора­емая терраса не выполнена. Скорее всего, финансовые за­труднения заставили ещё раз изменить проектное решение.

Несмотря на то, что к про­екту и строительству ока­зались причастными разные архитекторы, стиль фасада не был искажён.

Через два года возведённое здание производило впечатле­ние респектабельного, богато украшенного доходного дома и оценивалось в 20 тыс. руб. Среди лепного и орнаменталь­ного декора фасада до сих пор можно отыскать рельефно вы­полненную дату окончания строительства — «1901», но всё же отделочные работы были завершены позднее.

Фасад доходного дома на­глядно представлял стиль эк лектики, где органично переплетались мотивы и приё­мы «академических стилей» с ранними чертами модерна.

Едва закончилось строи­тельство, началась активная торговая жизнь дома. Дервым открылся магазин готового платья самих домовладельцев, реклама его стала постоянно появляться во многих город­ских справочниках.

Рядом разместилась по­пулярная городская аптека. Арендовать третий магазин для торговли мануфактурой и готовым платьем всегда нахо­дились желающие.

В квартиры верхних этажей от парадных входов с улицы вели широкие лестницы со сту­пенями из мозаичного бетона, с ажурными коваными огражде­ниями. Как утверждают после­военные жильцы, изначально дом имел всего шесть многоком­натных квартир. В двух из них проживали сами домовладель­цы с семьями.

Квартиры были оборудова­ны водопроводом, канализаци­ей, водяным отоплением, в подвале — котельная.

Из постоянных нанимателей квартир наиболее известен доктор Ф.Н. Гурари, лечивший кожные и внутренние болезни с помощью электрических лучей. Он разместил в своей квартире рентгеновский кабинет, что в то время было редкостью.

Иные апартаменты зани­мали другие «лица свобод­ных профессий» — нотариусы, предприниматели, инженеры.

Около 1907 года хозяином магазина уже значился Г.А. Ки-син (один из родственников домовладельца), но домом по-прежнему владели строившие его В.Г. Кисин и И.Ш. Фрой-мович.

В полном своём великоле­пии доходный дом просущест­вовал недолго. В 1922 году в городе проходила муниципали­зация доходных домов. Дожили ли его строители до этих тра­гических перемен? Остались ли в Ростове их родственники? Неизвестно.

А вот о жильцах всплывают некоторые сведения. В списке абонентов городской телефонной сети на 1922 год в доме значится квартира Самари-Гурари, веро­ятно, одной из женщин семьи доктора Ф.Н. Гурари.

Кроме того, значится квар­тира председателя итальян­ской миссии Красного Креста, работавшей тогда в Ростове. В ряде квартир по-прежнему проживали врачи и адвокаты. Это позволяет утверждать, что в начале 1920-х престижные апартаменты дома оставались ими, а уплотнение коснулось их значительно позднее.

На первом этаже один из магазинов заняла трудартель «Кожевник». Рядом в середине 1920-х появился адресный стол или «личный стол», как на­зывали его тогда. Старые рос­товчане, знатоки творчества Ильфа и Петрова, утверждают, что именно к этому дому — в адресный стол — привели Ильф и Петров одного из героев из­вестного романа «12 стульев» отца Фёдора, охотившегося за бриллиантами мадам Петуховой.

В 1930-е годы квартиры в бывшем доходном доме уже были коммунальными; адрес­ное бюро — в ведении милиции, магазины — госу­дарственными.

Во время бомбардировок Великой Отечественной дом выстоял, но в западное крыло угодила бомба, и от него остал­ся только фундамент. Постра­дала и крыша, вместе с нею парапеты и балконы.

Послевоенная жизнь дома продолжилась   с   коммунальными квартирами, адресным бюро, с ветшающим лепным декором на фасадах, аварий­ными балконами.

Единственный ремонт в жиз­ни дома состоялся в 1957 году. Тогда во дворе заменили бал­коны, отремонтировали крышу, обновили системы коммуника­ций (водопровод, канализацию, отопление), частично отремон­тировали помещения адресно­го бюро.

Место разрушенного запад­ного крыла в послевоенные го­ды заняли хозяйственные и торговые строения, перекрыв проход во двор дома.

Ныне у здания проблема уже с физическим выживани­ем: аварийное состояние стен, предаварийное состояние пере­крытий и кровли, отсутствие своей территории и контроля за ней (возможно, появление западных пристроек и стало причиной возникновения тре­щин на фасадах). Чтобы оце­нить истинное физическое состояние здания, необходимо выполнить подробное обследо­вание его конструкций.

И главное: необходимо гра­мотно определить стратегию сохранения всего здания и его уцелевшего лепного и штука­турного декора. Полное обсле­дование дома специалистами-реставраторами может открыть неизвестные страницы его био­графии.

 

Любовь В0Л0ШИН0ВА, архитектор-реставратор

Вестник Южной столицы. Апрель 203г. Ростов-на-Дону

 

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

10.jpg