Новый музей – старые заботы. Печать
08.04.2013 00:00

Увлекательны и драматичны судьбы ростовских зданий, перешагнувших рубеж столетия. Одно из них - бывший доходный дои по улице Московской, 72. В середине 1990-х годов его внесли в список вновь выявленных памятников, в 1998 году дом стал памятником регионального значения, затем оказался в списке аварийных зданий, подлежащих ремонту (трещины по фасадной стене верхнего яруса впечатляют сегодня любого прохожего). А в этом году представители администрации Ростова заявили о решении передать здание городскому управлению культуры для размещения в нём городского музея.


Трёхэтажный дом, в кото­ром предстоит разместиться музею города, несмотря на свой обветшалый вид, всегда вызывал интерес у ростовчан и гостей города.

Об инициаторах строитель­ства на рубеже XIX-XX вв. Вениамине Кисине из посада Азова и Исааке Фроймовиче из Полтавы известно, что они приписались к ростовским ме­щанам в середине 1880-х годов. Обоим предпринимателям бы­ло далеко за сорок, когда они взялись торговать готовым платьем. Дело началось удач­но. Но для размаха  предпри ятия нужно было бойкое .место рядом с Базарной площадью. И компаньоны приобрели до­мовладение на престижной Московской улице между дву­мя площадями — Старый базар и Новый базар.

Напомним, что Московская улица на рубеже прошлых сто­летий была улицей престижных магазинов. Были тут модные магазины «Город Леон» и «Венский шик», многочисленные предприниматели содержали магазины готового платья. Чтобы выдержать конкуренцию, надо было строить на этом месте престижный многоэтажный дом.

В городе в то время бывали случаи, когда люди небогатые, но оборотистые, взяв долговре­менный кредит, вкладывали деньги в строительство домов, которые возводились за два-три года, затем сдавали их в наём (подвалы — под склады, нижний этаж — под магазины, конторы, верхние — под квар­тиры). Через два года вложе­ния окупались, дом начинал приносить стабильный доход.

Кто помог получить долго­временный кредит В.Г. Кисину и И.Ш. Фроймовичу, кто стал их поручителями, кто взял подряд на строительство до­ходного дома — сегодня неиз­вестно.

По данным краеведа АЛ. Зи­мина, автором проекта доходного дома В.Г. Кисина и И.Ш. Фрой-мовича был городской архитектор Николай Дорошенко. В на­стоящее время, зная список его архитектурных творений в Ростове, возражений такое пред­положение не вызывает. Кроме того, известно, что в конце дека­бря 1898 года зодчий скоропо­стижно скончался, а разрешение на строительство было опублико­вано в газете «Ведомости Рос-товской-на-Дону городской Уп­равы» в начале февраля следующего 1899 года. Там же назывался городской архитектор В.К. Шкитко, которому поруча­ется наблюдение за возведением «3-этажного с подвалом каменно­го дома».

А.П. Зимин также утверж­дал, что нахичеванский город­ской архитектор Николай Дурбах завершал разработку проекта дома и осуществлял его коррек­тировку сообразно участку для строительства, который был окончательно определён после получения названного разреше­ния. Это косвенно подтверждает то, что в июле того же 1899 года в той же газете разрешалась «надстройка 4-го "этажа на дом и пристройка по боковым фли­гелям несгораемых террас». Вероятно, проектное решение изменилось.   '

Однако четвёртый этаж так и не был возведён, несгора­емая терраса не выполнена. Скорее всего, финансовые за­труднения заставили ещё раз изменить проектное решение.

Несмотря на то, что к про­екту и строительству ока­зались причастными разные архитекторы, стиль фасада не был искажён.

Через два года возведённое здание производило впечатле­ние респектабельного, богато украшенного доходного дома и оценивалось в 20 тыс. руб. Среди лепного и орнаменталь­ного декора фасада до сих пор можно отыскать рельефно вы­полненную дату окончания строительства — «1901», но всё же отделочные работы были завершены позднее.

Фасад доходного дома на­глядно представлял стиль эк лектики, где органично переплетались мотивы и приё­мы «академических стилей» с ранними чертами модерна.

Едва закончилось строи­тельство, началась активная торговая жизнь дома. Дервым открылся магазин готового платья самих домовладельцев, реклама его стала постоянно появляться во многих город­ских справочниках.

Рядом разместилась по­пулярная городская аптека. Арендовать третий магазин для торговли мануфактурой и готовым платьем всегда нахо­дились желающие.

В квартиры верхних этажей от парадных входов с улицы вели широкие лестницы со сту­пенями из мозаичного бетона, с ажурными коваными огражде­ниями. Как утверждают после­военные жильцы, изначально дом имел всего шесть многоком­натных квартир. В двух из них проживали сами домовладель­цы с семьями.

Квартиры были оборудова­ны водопроводом, канализаци­ей, водяным отоплением, в подвале — котельная.

Из постоянных нанимателей квартир наиболее известен доктор Ф.Н. Гурари, лечивший кожные и внутренние болезни с помощью электрических лучей. Он разместил в своей квартире рентгеновский кабинет, что в то время было редкостью.

Иные апартаменты зани­мали другие «лица свобод­ных профессий» — нотариусы, предприниматели, инженеры.

Около 1907 года хозяином магазина уже значился Г.А. Ки-син (один из родственников домовладельца), но домом по-прежнему владели строившие его В.Г. Кисин и И.Ш. Фрой-мович.

В полном своём великоле­пии доходный дом просущест­вовал недолго. В 1922 году в городе проходила муниципали­зация доходных домов. Дожили ли его строители до этих тра­гических перемен? Остались ли в Ростове их родственники? Неизвестно.

А вот о жильцах всплывают некоторые сведения. В списке абонентов городской телефонной сети на 1922 год в доме значится квартира Самари-Гурари, веро­ятно, одной из женщин семьи доктора Ф.Н. Гурари.

Кроме того, значится квар­тира председателя итальян­ской миссии Красного Креста, работавшей тогда в Ростове. В ряде квартир по-прежнему проживали врачи и адвокаты. Это позволяет утверждать, что в начале 1920-х престижные апартаменты дома оставались ими, а уплотнение коснулось их значительно позднее.

На первом этаже один из магазинов заняла трудартель «Кожевник». Рядом в середине 1920-х появился адресный стол или «личный стол», как на­зывали его тогда. Старые рос­товчане, знатоки творчества Ильфа и Петрова, утверждают, что именно к этому дому — в адресный стол — привели Ильф и Петров одного из героев из­вестного романа «12 стульев» отца Фёдора, охотившегося за бриллиантами мадам Петуховой.

В 1930-е годы квартиры в бывшем доходном доме уже были коммунальными; адрес­ное бюро — в ведении милиции, магазины — госу­дарственными.

Во время бомбардировок Великой Отечественной дом выстоял, но в западное крыло угодила бомба, и от него остал­ся только фундамент. Постра­дала и крыша, вместе с нею парапеты и балконы.

Послевоенная жизнь дома продолжилась   с   коммунальными квартирами, адресным бюро, с ветшающим лепным декором на фасадах, аварий­ными балконами.

Единственный ремонт в жиз­ни дома состоялся в 1957 году. Тогда во дворе заменили бал­коны, отремонтировали крышу, обновили системы коммуника­ций (водопровод, канализацию, отопление), частично отремон­тировали помещения адресно­го бюро.

Место разрушенного запад­ного крыла в послевоенные го­ды заняли хозяйственные и торговые строения, перекрыв проход во двор дома.

Ныне у здания проблема уже с физическим выживани­ем: аварийное состояние стен, предаварийное состояние пере­крытий и кровли, отсутствие своей территории и контроля за ней (возможно, появление западных пристроек и стало причиной возникновения тре­щин на фасадах). Чтобы оце­нить истинное физическое состояние здания, необходимо выполнить подробное обследо­вание его конструкций.

И главное: необходимо гра­мотно определить стратегию сохранения всего здания и его уцелевшего лепного и штука­турного декора. Полное обсле­дование дома специалистами-реставраторами может открыть неизвестные страницы его био­графии.

 

Любовь В0Л0ШИН0ВА, архитектор-реставратор

Вестник Южной столицы. Апрель 203г. Ростов-на-Дону