Наследие атамана |
07.12.2015 00:00 |
Российская Газета НЕДЕЛЯ 4 декабря 2015—Пятница № 274 (6845) В Старочеркасске музей и церковь никак не поделят дом Ефремовых Мнения по поводу принадлежности главного дома Ефремовых в станице Старочеркасской разделились. От будущего Атаманского дворца зависит и судьба Старочеркасского музея-заповедника В Ростовской области разгорелся скандал по поводу передачи зданий Старочеркасского музея-заповедника Ростовской и Новочеркасской епархии. Распоряжение об этом в начале осени подписал глава региона. Основанием для него стал федеральный закон от 2010 года, где прописано, что имущество, принадлежащее церкви до 1917 года, должно быть возвращено владельцу. Но, по утверждению известных донских историков и общественников, епархия получит здания, которые никогда ей не принадлежали. К ним относится жемчужина музея—двухэтажный атаманский дворец, ставший камнем преткновения. Ефремовские владения Атаманский дворец находится вблизи ке-лий Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря. В XVIII веке это была женская обитель для вдов погибших казаков, которую основали невестки атамана Степана Ефремова—Евдокия и Ульяна. Исторических документов, рассказывающих о том, как создавалась обитель, немного. О желании Ефремовых открыть в своих владениях монастырь можно узнать лишь из донесения архиепископа Новочеркасского и Георгиевского Афанасия в Святейший синод. Церковнослужитель пишет, что в 1834 году Ефремовы попросили создать монастырь, с его слов, они пообещали отдать под него дом и при нем каменную по-садную церковь во имя Донской иконы Божьей Матери. Далее в течение двух лет архиепископ ведет с Ефремовыми переписку, в ней идет речь о том, что для создания монастыря необходимы еще здания, место для ловли рыбы, крестьяне и денежное содержание. — Впоследствии архиепископ сообщает синоду, что, несмотря на то что в 1836 году невестки атамана не дали письменного согласия на передачу обещанного имущества, монастырь все-таки открыли год спустя, - рассказывает заместитель директора Старочеркасского музея-заповедника Ирина Чебатурова. В очерках А. А. Кириллова «Старочеркасский Ефремовский женский монастырь Донской епархии» от 1897 года говорится, что в честь этого торжественного события в доме Ефремовых состоялся праздничный обед. В этом же источнике упоминается, что поодаль от монастырских зданий есть большой дом, в котором время от времени жила сама Евдокия Ефремова. Из архивных данных известно, что после основания обители взаимоотношения междумонахинями и их благодетельницей Евдокией Ефремовой складывались непросто. В 1850 году между третьей настоятельницей обители Евросиньей (в миру Екатерина Иоа-кимовна Дьячкина) и невесткой атамана, которые были родными сестрами, произошел конфликт на финансовой почве. Обе женщины, которые были уже в преклонном возрасте, в том же году умерли. Позже, как пишет Кириллов, в бытность игуменьи Иннокентии, в 1870-е годы, к монастырским зданиям прибавился корпус для настоятельницы. «Это бывший дом Ефремовых, хотя половина его и теперь предназначалась на случай приезда наследников Ефремовых», - говорится в очерке. Проживали ли после этого потомки Ефремовых в отчем доме, доподлинно неизвестно. В 1921 году в бывшей атаманской резиденции появился музей Степана Разина, в то время монастырь был действующим, советская власть закрыла его позже.
У каждого своя правда Сегодня мнения по поводу прав на главный дом Ефремовых в станице Старочеркасской разделились. Одни считают, что невестки атамана подарили его монахиням, другие, что здание никогда монастырю не принадлежало. Увы, в архивах нет ни одного исторического документа, написанного рукой Евдокии или Ульяны о передаче их имущества церкви, а имеющиеся архивные сведения противоречивы. В Государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге хранится опись зданий, переданных Ефремовыми монастырю, от 1910 года. В ней перечислены несколько двухэтажных строений, напротив которых указаны их размеры в саженях. —Первым в описи стоит дом Степана Ефремова, или так называемая атаманская кухня. Под номером два якобы атаманский дворец. Но указанные в документе размеры не совпадают с реальными в переводе на современные параметры. На бумаге здание получается около 12 метров в ширину и 17 в длину, на самом деле особняк атаманов примерно 20 на 30 метров. Значит, в описи идет речь о другом строении, - утверждает Ирина Чебатурова. Представители Ростовской и Новочеркасской епархии приводят свои доводы. По словам пресс-секретаря митрополита Игоря Петровского, в атаманском особняке жили настоятельницы обители, поэтому он назывался домом игуменьи. Название «атаманский дворец» появилось в 1970-е годы, когда ефремовское подворье было включено в список памятников истории и культуры, охраняемых государством. О монастыре в документах тех лет нет ни слова. По мнению Петровского, таким образом партийные чиновники хотели стереть из людской памяти историю обители. На сторону музейщиков встали некоторые представители донского казачества и якобы прямые потомки Ефремовых, проживающие в Москве. Епархию поддержали в спорном вопросе руководство Всевеликого войска Донского и областные власти.
Епархии не доверяют Будущее Атаманского дворца взволновало донскую общественность прежде всего потому, что от него зависит и будущее Старочеркасского музея-заповедника. Это основное музейное здание, поэтому вокруг его передачи церкви возникло немало пересудов. Главное опасение тех, кто недоволен при возможной смене собственника памятника, что в нем разместятся монашеские кельи или, как прогнозируют некоторые, особняк Ефремовых превратится в «загородную резиденцию» церковного руководства. То есть он перестанет быть музеем. В качестве примера приводится история ростовской достопримечательности, так называемого домика Врангеля, расположенного в переулке Газетном, 8/47 А. - Около десяти лет назад он стоял на балансе муниципалитета и разрушался. Правое крыло здания -жилое, левое пустовало. Общественники предложили отдать его Донскому военно-историческому клубу. Но городская дума в 2007 году приняла решение передать помещения в безвозмездное пользование епархии. Епархиальное руководство обещало найти организацию, которая отреставрирует здание, и открыть там музей. Потом нам сказали, что в домике Врангеля организуют гостиницу для священников, но этого не случилось. Левое крыло было оформлено в собственность епархии, и в 2011 году продано частнику за десять миллионов рублей, которые пошли на реставрацию собора. Музей так и не был создан, - рассказывает историк, руководитель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Олег Кожин.
Алена Ларина, Ростов-нз-Дону
Справка «РГ» Старочеркасский музей-заповедник, являющийся хранителем казачьей старины, образован в 1970 году по инициативе Михаила Шолохова. В музейном фонде более 55 000 экспонатов, а его научная библиотека состоит из 16 000 книг и журналов. Ежегодно музей посещают более 110 тысяч человек. Между тем В 1990-х годах к Старочеркасскому музею-заповеднику относилось старинное здание-дом торгового казака Жученкова, в котором располагалась музейная экспозиция. По распоряжению губернатора здание отдали монастырю, хотя это строение ранее церкви не принадлежало. На чьих правах? Представители областного духовенства категорически опровергают слухи о возможном выселении Старочеркасского музея-заповедника из Атаманского дворца. -Музейные площади только увеличатся,—заверил на недавней пресс-конференции Игорь Петровский. По словам руководителя юридической службы епархии Александра Столярова, если ефремовский особнякперейдет в ведение церкви, он будет передан Старочеркасскому музею-заповеднику в безвозмездное пользование, з музейные площади начну т использовать на паритетных началах. - Будет выставка на религиозные темы, рассказывающая об истории монастыря, архиереях и другие. С этой целью планируется сформировать совместную с коллективом музея рабочую группу, - говорит начальник епархиальной юрслужбы. Уживутся ли музей и церковь в одном здании, покажет время.
|