ПОСТАНОВЛЕНИЕ "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 ГОДЫ)"

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Мельница в станице Каргинской

Мельница в станице Каргинской

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
ПОСТАНОВЛЕНИЕ "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 ГОДЫ)" PDF Печать E-mail
Индекс материала
ПОСТАНОВЛЕНИЕ "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 ГОДЫ)"
с.2
с.3
с.4
с.5
с.6
с.7
с.8
с.9
с.10
Все страницы
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2001 г. N 815

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 ГОДЫ)"

 

В целях сохранения памятников истории и культуры, своеобразия архитектурного облика исторических городов России, их экономического и социального развития Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)".

Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании федерального бюджета на 2002-2010 годы включать указанную Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно размеры выделяемых на ее реализацию ассигнований.

Председатель Правительства Российской Федерации

М.КАСЬЯНОВ

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Российской Федерации

от 26 ноября 2001 г. N 815

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 ГОДЫ)"

 

Паспорт Программы

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)",

Основания для разработки Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 г. N 283-р,

Государственные заказчики Программы - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (по памятникам градостроительства, архитектуры, инженерного искусства и прочим объектам недвижимости); Министерство культуры Российской Федерации (по иным объектам исторического и культурного наследия) 

Цели Программы, важнейшие целевые показатели: сохранение, восстановление и совершенствование архитектурной среды, всего архитектурного облика исторических городов как важнейшего компонента национального культурного достояния России. Обеспечение благоприятных предпосылок для улучшения функционирования исторических городов, создания комфортных условий проживания 

Основные задачи Программы: исследование, объективная оценка, восстановление и совершенствование архитектурного наследия исторических городов.

Комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов как мест наибольшей концентрации объектов архитектурного наследия.

Создание благоприятных условий жизни в исторических частях городов, поддержание и развитие социальных контактов и социального обслуживания, образования, деятельности религиозных конфессий, туризма.

Улучшение условий экономической деятельности в исторических городах с целью восстановления и развития традиционных производств, народных и художественных промыслов и ремесел, торговых ярмарок, выставок.

Обеспечение нормативно-правовой, научно-методической, проектно-изыскательской, строительно-технологической, финансовой, организационной, информационной и кадровой поддержки реализации Программы.

Сроки и этапы реализации Программы:

I этап (2002-2005 годы) - обеспечение сохранности ценного архитектурно-градостроительного наследия с целью придания импульса социально-экономическому развитию исторических городов,

II этап (2006-2010 годы) - реализация системы программных мероприятий, сохранение и дальнейшее развитие архитектуры, совершенствование социально-экономической, культурной и градостроительной базы исторических городов.

Перечень основных мероприятий Программы: сохранение и возрождение общего исторического архитектурного облика городов.

Возрождение исторических центров городов или их целостных фрагментов.

Сохранение и реставрация отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия.

Развитие архитектуры современных городских районов 

Исполнители основных мероприятий: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 

Программы администрации исторических городов - участников Программы; 

субъекты хозяйственной и культурной деятельности в городах;

научно-исследовательские и другие организации, отбираемые на конкурсной основе 

Объем и источники финансирования:

- общие затраты на реализацию Программы за счет средств всех источников финансирования Программы (в ценах 2001 года) - 36271 млн. рублей (I этап - 18665,1 млн. рублей), из них за счет средств федерального бюджета - 1880,4 млн. рублей, в том числе на общепрограммные мероприятия - 729 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 70 млн. рублей; 

- подпрограмма "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" - 34968,98 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 1661,39 млн. рублей;

- подпрограмма "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы" - 573 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 149 млн. рублей 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - сохранение и восстановление бесценного архитектурно-градо­строительного наследия, развитие архитектуры.

Подъем культуры и образования, содействие развитию экономики российских исторических городов.

Совершенствование условий жизни населения, в том числе содействие в стабилизации экологической обстановки.

Стимулирование развития важных секторов рыночной экономики: строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, торговли, туризма, народных промыслов.

Удовлетворение потребностей населения в полноценном отдыхе, укреплении здоровья, воспитании подрастающего поколения 

Система организации контроля за исполнением Программы - ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы несут Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерство культуры Российской Федерации. Информация и проект доклада о ходе выполнения Программы представляются ежегодно в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

 


 

I. Введение

Федеральная целевая программа "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 г. N 238-р на основе и с учетом ранее утвержденных Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы, федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" и государственной программы "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России". В состав Программы входят две подпрограммы: "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" и "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы". В процессе реализации Программы могут разрабатываться и другие подпрограммы в установленном порядке. Объем финансирования этих подпрограмм, включая средства федерального бюджета, должен определяться при их разработке и утверждении в каждом конкретном случае. Программа разработана в русле действий мирового сообщества, отвечает духу и букве принятых международных документов, к которым присоединилась Россия. Программные мероприятия соответствуют действиям, предпринимаемым Российской Федерацией по взятым на себя обязательствам при ратификации международных соглашений, в частности Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 1972 год), Конвенции Совета Европы об охране архитектурного наследия Европы (г. Гранада, 1985 год), а также принципам Международной хартии по охране исторических городов (1987 год). Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы на федеральном уровне осуществляют государственные заказчики - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерство культуры Российской Федерации. К реализации Программы будут привлекаться общественные организации: Союз архитекторов России, Российский союз исторических городов и регионов, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, российская ассоциация "Регион", Ассоциация малых и средних городов России и др. Процесс возрождения исторической городской среды, памятников истории и культуры, культовых зданий и сооружений находит постоянную поддержку Русской православной церкви и других религиозных конфессий. Сохранение и устойчивое существование такой значимой для национальной экономики и культуры общности, как исторические города, в результате реализации Программы приведет к повышению деловой, социальной и строительной активности в масштабах страны. Сохранение уникальных памятников и улучшение качества застройки будут способствовать решению проблемы создания эффективного городского хозяйства, повышению жилищного уровня в условиях реформируемого общества. Последовательное осуществление государственной политики по восстановлению и развитию исторической городской среды, способствующее подъему патриотических настроений населения, объективно приведет к укреплению территориальной целостности и надежности государства.

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Количество исторических городских поселений в Российской Федерации составляет 478, в них проживает 69,9 млн. человек. Все исторические города России разделяются на четыре категории по ценности их архитектурно-градостроительного наследия.

Категория I - исторические города международного (мирового) значения, наследие которых имеет признанный международным сообществом уникальный характер и нуждается в принятии особых мер и процедур по его сохранению.

Категория II - исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер и для его сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению исторической среды.

Категория III - исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается в сохранении и использовании его как градостроительного наследия.

Категория IV - прочие исторические города.

Таблица 1[1]

Исторические

Количество по категориям

города

I

II

III

IV

Малые и средние

3

34

67

228

Крупные

5

12

29

47

Столичные

2

 

 

 

Всего

10

46

96

275

 

К настоящему времени большинство исторических городов России находятся в запустении и разрухе и, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы. Значительное количество памятников истории и культуры требует срочной реставрации либо консервации. Большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждаются в модернизации или реконструкции. Инженерное оборудование, особенно в малых и средних исторических городах, находится на низком уровне. Неудовлетворительное состояние характерно для большинства улиц и дорог. Недостаточно развита социальная инфраструктура. Решение проблемы состоит в следующем:

- сохранение и совершенствование композиционно-пространственной целостности и общего архитектурного облика исторических городов в их развитии;

- комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов и других районов исторической застройки;

- поступательное развитие архитектурного творчества и органичное включение объектов и элементов новой архитектуры в исторический контекст города;

- современное использование ценных исторических зданий и градостроительных систем прошлого;

- ликвидация (или значительное сокращение) отставания в обеспеченности исторических городов системами и объектами социальной, транспортной, инженерной и экологической инфраструктуры;

- разработка и внедрение механизмов регулирования инвестиционного процесса в исторической городской среде.

Проведенный анализ сложившейся архитектурно-градостроительной ситуации в исторических городах страны позволяет разделить их на четыре основные группы в зависимости от процентного соотношения территории исторической застройки и общей территории поселения.

К первой группе относятся города, в которых исторические территории занимают основную часть застроенных городских земель (50 процентов и более). Практически все городские функции в таких городах осуществляются в системе исторической застройки или в непосредственном контакте с ней. Такие города составляют около 30 процентов исторических городов, в основном это малые города и поселки городского типа с численностью населения до 10-12 тыс. человек. В отношении городов этой группы речь может идти о комплексном сохранении исторического облика и исторической застройки.

Ко второй группе относятся города, в которых исторические территории занимают около 30-50 процентов застроенных городских земель. На них сосредоточена значительная часть жилищного фонда и расположены практически все учреждения общегородского административно-делового, общественно-культурного и торгового центра. В эту группу входят около 60 процентов малых, 50 процентов средних исторических городов и 10 процентов крупных исторических городов. Города этой группы нуждаются в совершенствовании (наиболее ценные - в восстановлении) общего архитектурного облика и возрождении исторических центров.

К третьей группе относятся города, исторические территории в которых занимают 15-30 процентов застроенных городских земель. В группу этих поселений входят средние и часть крупных городов, а также ряд малых городов. На протяжении длительного времени такие города существовали в своих исторических границах, фиксирующих небольшое по площади поселение с регулярным планом, а основное развитие они получили во второй половине ХХ века на новых территориях. Общий облик значительной части этих городов достаточно сильно изменен и требует сохранения архитектуры исторического центра, его полного или фрагментарного возрождения.

К четвертой группе относятся города, в которых исторические территории занимают не более 5-15 процентов застроенных городских земель. К этой группе в основном относятся крупные и крупнейшие города, а также часть средних городов (всего около 20 процентов от общего числа исторических поселений). Исторические центры этих городов, как правило, сохранили свою целостность только в более или менее значительных фрагментах. В ряде случаев речь может идти лишь о сохранении и реставрации отдельных ансамблей и памятников.

Обоснование необходимости программного подхода для решения выявленных проблем состоит в следующем. Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение и развитие архитектуры исторических городов, представляется естественным и единственно возможным в свете мирового опыта высокой централизации процессов управления, накопленного в ряде развитых стран в течение многих десятилетий. Всесторонний анализ современной непростой ситуации в исторических городах России показывает, что для достижения целей, отвечающих интересам всех участников градостроительной деятельности, необходимо интенсивное развитие программного подхода в данной области. Более того, именно в современных условиях такой подход является необходимым инструментом обеспечения комплекса требований устойчивости развития исторических городов. Программа предусматривает разработку взаимоувязанного по целям и задачам комплекса действий всех субъектов градостроительной деятельности. Такой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивает эффективное решение задач государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России.


 

III. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации

Решение проблемы сохранения и развития архитектуры исторических городов является важной составной частью общего процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, института гражданского общества, а также социальной сферы. Совершенствование архитектуры возможно только в единстве с улучшением состояния различных составляющих городской инфраструктуры, восстановлением и поддержанием на должном уровне экономического благосостояния, традиционных производств, образа жизни и духовности. В соответствии с общей направленностью Программы определены ее цели и задачи. Главными целями Программы являются:

- сбережение, восстановление и совершенствование архитектурной среды, целостности архитектурного облика исторических городов как важнейшего компонента национального культурного достояния России;

- создание благоприятных условий для улучшения функционирования исторических городов и обеспечения комфортных условий проживания и пребывания в них.

Достижение главных целей возможно при условии решения следующих основных задач Программы:

- исследование, объективная оценка, восстановление и совершенствование архитектурного наследия исторических городов разной величины, типа и профиля;

- комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов как мест наибольшей концентрации объектов архитектурного наследия, имеющих непосредственную функциональную взаимосвязь с современной инфраструктурой поселения;

- создание наилучших условий жизни в исторических частях городов, поддержание и развитие социального обслуживания, образования, деятельности религиозных конфессий, туризма;

- улучшение условий для экономической деятельности в исторических городах с целью восстановления и развития традиционных производств, народных художественных промыслов и ремесел, торговых ярмарок, выставок;

- обеспечение нормативно-правовой, научно-методической, проектно-изыскательской, строительно-технологической, финансовой, организационной, информационной и кадровой поддержки реализации Программы.

Последовательность реализации Программы определяется степенью срочности подлежащих решению задач и общей стратегией социально-экономического развития страны.

Первый этап (2002-2005 годы) определен исходя из расчета на происходящую в стране стабилизацию и постепенный переход к устойчивому развитию экономики. Основной задачей этого этапа является создание базовых условий обеспечения сохранности и развития архитектуры исторических городов. При этом первоочередное внимание должно уделяться реализации программных мероприятий, содержащихся в действующих и пролонгируемых подпрограммах "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга", "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы". Должна быть оказана поддержка из федерального бюджета стартовым мероприятиям в исторических малых и средних городах, отбираемых на конкурсной основе в рамках подпрограммы "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы", а также мероприятиям подпрограммы "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга", приуроченным к празднованию в 2003 году 300-летия г. Санкт-Петербурга. На первом этапе должны быть осуществлены программные мероприятия по созданию законодательной базы, оказанию научно-методической и организационной поддержки участникам реализации Программы, а также по распространению позитивных результатов реализации Программы на более широкий круг исторических городов страны.

Второй этап (2006-2010 годы) определяется исходя из расчета на существенный подъем экономики страны. Он включает в себя реализацию комплекса программных мероприятий, осуществляемых на долевой основе с участием государства и направленных на сохранение и развитие архитектуры исторических городов, различающихся по величине, административному статусу, производственному профилю и типу культурного наследия. Государственное содействие должно стимулировать достижение рационального баланса сохранения традиционных черт архитектурного наследия всей исторической среды городов, активное развитие новой архитектуры и ее органичное включение в исторический контекст.

Комплексная реконструкция и возрождение исторических городов является исключительной по сложности и объему задачей. Ее всеобъемлющее решение не может быть достигнуто ни за пять, ни за десять лет. Осуществление Программы позволит определить направление процесса и достичь выполнения первых, самых важных задач. Поэтому в ней закладываются основы дальнейшей градостроительной деятельности в исторических городах, которые определяются как перспективный этап. Этот этап, являясь составной частью непрерывного процесса устойчивого развития поселений, начинается в 2011 году и может длиться 10-15 лет.


 

IV. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий в соответствии с целями и задачами Программы определяет направления и пути решения проблем сохранения и развития архитектуры исторических городов. В систему программных мероприятий входят:

общепрограммные мероприятия;

мероприятия подпрограммы "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга";

мероприятия подпрограммы "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы".

Основы подхода к формированию комплекса общепрограммных мероприятий по сохранению и развитию архитектуры исторических городов и потенциальный состав этих мероприятий приводятся в данном разделе Программы. Ввиду крайне ограниченных ресурсов выделен предельно допустимый минимум программных мероприятий. Он представляет собой систему исполнения увязанных по объемам и срокам работ по основным направлениям. Своеобразие облика исторических городов определяется наличием в каждом из них таких характерных черт, как выразительность общего силуэта и панорамы города, необычная топография, особая живописность городских улиц и ландшафта, самобытность памятников древнего зодчества, местные художественные и строительные традиции. Утрата значительной части исторических градоформирующих доминант и вторжение резко диссонирующих объектов в историческую городскую среду является сложной проблемой многих исторических городов. Естественное окружение исторических городов составляют природные ландшафты и старинные сельские поселения, располагающиеся в соответствии с системой традиционного расселения вдоль рек и древних направлений дорог. Программой предусматривается гармонизация силуэта и панорамы городов, восстановление градоформирующих доминант, снятие или снижение воздействия диссонансов, достижение композиционного единства города во взаимосвязи исторических и новых районов, органичное сочетание городской среды с природным окружением, окрестными сельскими поселениями и пригородными памятниками архитектуры. В состав комплекса работ по сохранению и возрождению общего архитектурного облика исторических городов входят:

разработка (корректировка) градостроительной документации с учетом выявления территориального, историко-культурного, функционально-хозяйственного и природно-ландшафтного потенциала городов на базе предварительного составления историко-архитектурных и историко-археологических опорных планов;

установление границ исторических территорий и их юридическое закрепление с разработкой системы ограничений, требований и привилегий по реконструкции, содержанию и использованию исторических территорий;

сохранение и восстановление исторического силуэта городов, гармонизация восприятия исторических и современных районов в их объемно-пространственном единстве с окружающим ландшафтом.

Исторический центр города является объектом градостроительной деятельности, на территории которого предусматривается режим особого регулирования, что подразумевает введение особых правил использования территорий, специальных государственных стандартов, градостроительных нормативов и правил, особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации. При этом общегородские административно-общественные функции исторического центра сочетаются с музейно-культурными, туристическими и рекреационными функциями. При реконструкции исторических центров необходимо обеспечение преемственности исторических градостроительных традиций. Введение новых объектов в исторически сложившуюся городскую среду также должно следовать традициям и соответствовать окружающему архитектурному контексту. Необходимо усиление градоформирующей роли исторических центров городов за счет дальнейшего совершенствования общегородских функций центра. В системе программных мероприятий предусматривается сохранение, реставрация, реконструкция, модернизация старой застройки, использование имеющихся земельных ресурсов для нового строительства на принципах исторической преемственности, усиление инвестиционной привлекательности исторических центров путем совершенствования общегородских функций, улучшения условий проживания, роста культурной и деловой активности. В состав потенциального комплекса мероприятий по возрождению исторических центров городов входят:

сохранение и восстановление древнего ядра в городах, имеющих дорегулярную планировочную основу;

возрождение, реконструкция застройки главных площадей, улиц, набережных в границах исторического регулярного плана;

разработка и реализация пилотных проектов комплексной реконструкции кварталов сложившейся застройки, повышающих плотность жилищного и общественного фонда и сохраняющих особенности архитектуры исторических зданий;

реконструкция с изменением функционального применения исторических производственных построек (заводов, мануфактур и др.), ныне утративших свое назначение;

осуществление опережающих археологических работ и исследований в зонах реконструкции и нового строительства.

В ряде исторических городов возможно сохранение и реставрация лишь отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия. Это обусловлено тем, что данные города претерпели необратимые изменения в годы Великой Отечественной войны, во время общего пренебрежительного отношения к историко-культурному наследию, а также в период развития массового индустриального строительства, существенно затронувшего и исторические территории. В подобных случаях речь может идти лишь о бережном отношении к сохранившимся памятникам архитектуры и фрагментам исторической застройки. В состав комплекса мероприятий по сохранению и реставрации отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия входят:

совершенствование системы учета и охраны объектов архитектурно-градостроительного наследия с полной паспортизацией памятников архитектуры и градостроительства;

проведение мониторинга состояния памятников и их территорий;

ремонт, консервация, реставрация наиболее значимых памятников архитектуры и градостроительства с приведением характера их современного функционального использования в соответствие с историко-культурным значением.

Новые условия развития архитектуры определяют специфику задач взаимоотношения территорий исторической застройки и районов массового строительства. В состав комплекса мероприятий по развитию архитектуры современных городских районов входят:

повышение уровня благоустройства районов современной массовой застройки, создание композиционных и визуальных связей новых районов с исторической частью города;

преобразование застройки современных кварталов, находящихся в визуальном контакте с историческим центром, в целях снижения диссонансов;

упорядочение использования промышленных территорий, коммунально-складских зон и других территорий нежилого характера, изменение функционального назначения высвобождающихся производственных территорий и сооружений;

инженерная подготовка и рекультивация территорий в целях использования их под новое жилищное, коммунально-хозяйственное и производственное строительство.

Развитие инженерно-транспортной инфраструктуры для обеспечения современного уровня благоустройства исторической городской среды требует применения более совершенных технических решений, нестандартных приемов развития инженерно-транспортной инфраструктуры, не противоречащих интересам сохранения архитектурного облика городов. Необходимо проведение работ по:

совершенствованию организации уличного движения со снижением его интенсивности, выводом транзитного транспорта из исторических центров городов;

развитию городских коммунальных систем;

реконструкции и строительству инженерных сетей и сооружений (водопровод, канализация, очистные сооружения);

благоустройству улиц, дворов, озелененных пространств, производственно-хозяйственных зон и т. д.

В состав комплекса мероприятий по развитию инженерно-транспортной инфраструктуры входят:

комплексное переустройство и развитие инженерной инфраструктуры;

разработка проектов зданий исторической застройки с автономными системами инженерного оборудования и их реализация;

корректировка схем инженерного оборудования исторических центров городов в части расширения использования автономных систем;

проведение исследований потоков пешеходов и транспорта с разработкой эталонных проектов организации пешеходных зон и автостоянок в исторических городах.

Состояние окружающей среды в пределах городских территорий большинства малых и средних исторических городов характеризуется как относительно благополучное, но в связи с низким уровнем развития и состояния инженерных коммуникаций и очистных сооружений существует проблема очистки сточных вод, решаемая в соответствующих программах. Более крупные исторические города являются значительными промышленными центрами, где расположены предприятия, деятельность которых вызывает многокомпонентное загрязнение окружающей среды исторических территорий. Проблема улучшения состояния окружающей среды на исторических территориях требует различных подходов к ее решению, в том числе:

разработка и осуществление мероприятий по защите оснований исторических зданий от подтопления, а береговых линий водохранилищ в исторических городах от размыва, организация мониторинга состояния геологической среды;

развитие систем особо охраняемых природных территорий в исторических городах и их окрестностях.

Содействие социально-экономическому развитию исторических городов необходимо осуществлять на основе историко-культурного и градостроительного потенциала городов, включающего значительные туристические и рекреационные ресурсы, территориальные ресурсы расселения, используемые в социальных и экономических целях, перспективы развития художественных промыслов и других традиционных видов деятельности. Решение жилищных проблем постоянно проживающего населения и переселенцев в исторических городах должно осуществляться путем сохранения и реконструкции старой застройки, а также использования имеющихся земельных ресурсов для нового строительства. Для развития социально-экономической сферы исторических городов необходимо ориентироваться на сохранение существующих и создание новых рабочих мест, перспективных с точки зрения развития туризма, народных ремесел и промыслов, других видов хозяйственной деятельности, основанной на использовании исторических традиций и местных природных ресурсов.

В состав комплекса мероприятий по содействию социально-экономическому развитию исторических городов входят: а) стимулирование развития социальной инфраструктуры и участие в решении жилищной проблемы, в том числе:

реконструкция и модернизация исторического жилищного фонда с выборочным (замещающим) новым строительством в исторических частях городов;

обеспечение типологического разнообразия видов жилищ и городских объектов социального и культурно-бытового обслуживания в исторических частях городов, в частности разработка и издание примерных проектных решений;

б) восстановление и поддержка культурно-бытового и организационно-хозяйственного обслуживания территорий, тяготеющих к исторической застройке, в том числе:

реконструкция существующих и создание новых учреждений социального назначения;

поддержание в рабочем состоянии дорожной сети, обеспечение стабильности всех видов пригородных сообщений, улучшение взаимодействия различных видов транспорта;

в) совершенствование использования территорий в исторических частях городов, в том числе:

регулирование использования городских территорий при градостроительном проектировании;

укрепление органов городской архитектуры и служб оценки объектов недвижимости в исторических частях городов;

составление градостроительных кадастров по историческим городам с детализацией показателей по зонам исторической застройки;

г) развитие инженерно-строительной и реставрационной базы, в том числе: ерепрофилирование и модернизация заводов полносборного домостроения и иных предприятий стройиндустрии для выпуска строительных материалов и конструктивных элементов в целях реконструкции и модернизации объектов в исторических частях городов; величение мощности реставрационной базы путем создания региональных, муниципальных и коммерческих реставрационных объединений, оснащение их необходимой инженерной, материальной, проектно-технической базой; ) содействие развитию туристической и рекреационной деятельности, в том числе: азработка региональных схем развития туризма в приоритетных зонах сосредоточения особо ценного историко-культурного наследия: "Золотое кольцо", Москва - Санкт-Петербург ("Красная дорога России"), Русский Север, древний Волжский путь, исторические курорты России;

долевое участие в финансировании опорной сети туристических предприятий, реконструкция и новое строительство в исторических центрах на основе конкурсного отбора представленных бизнес-планов и технико-экономических обоснований конкретных объектов;

создание системы информационно-рекламной поддержки туристических предприятий, содействие в организации ярмарок (в том числе за рубежом), издание каталогов, специализированных журналов и газет;

е) содействие возрождению народных художественных промыслов и ремесел, в том числе:

создание сети предприятий традиционных народных промыслов и ремесел в исторических центрах городов (лавок-мастерских, салонов, выставок, ярмарок);

обеспечение народных художественных промыслов необходимым оборудованием, сырьем и материалами (в том числе импортными);

укрепление материально-технологической базы традиционных художественных и утилитарных производств, основанных на использовании местных ресурсов.


 

V. Ресурсное обеспечение Программы

Для выполнения Программы за счет всех источников финансирования по укрупненным показателям необходимо 310000 млн. рублей. Учитывая реальные возможности выделения средств из различных источников на весь период реализации Программы (2002-2010 годы), предусматривается ее финансирование в объеме 729 млн. рублей, в том числе объем финансирования I этапа (2002-2005 годы) - 320,1 млн. рублей. Внебюджетные источники финансирования Программы формируются из средств предприятий, юридических и физических лиц - владельцев и арендаторов исторически значимых и иных объектов. Средства, расходуемые на реставрацию, реконструкцию и новое строительство на исторических территориях, аккумулируются местными органами власти на основе договоров, контрактов и в иной форме с оказанием организационной и технической помощи.

VI. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы основан на конкурсном отборе. На первом этапе проводится конкурсный отбор предложений администраций исторических городов по сохранению, восстановлению и развитию их исторической среды. На втором этапе проводится конкурсный отбор исполнителей и поставщиков по конкретным объектам. Правовое регулирование различных сфер деятельности в исторических городах осуществляется на основе законодательных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и законодательных актов муниципальных образований. Учитывая особенности данной категории городских поселений, в мероприятиях Программы предусмотрены разработка специальных документов и внесение определенных корректив в действующие правовые акты. Правовые нормы, регулирующие градостроительную деятельность, в том числе и на территории исторического города, содержатся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, где исторические города включены в перечень поселений, требующих особого регулирования, а сохранение историко-культурного наследия определено как одно из важнейших направлений градостроительной деятельности. Для каждого исторического города - объекта реализации мероприятий Программы предусматривается разработка концепции реконструкции исторического центра и других исторических зон города с учетом характера наследия, специфики хозяйственной деятельности и других факторов. На основе концепции будут определены требования и правила управления этим процессом, которые оформляются в виде самостоятельного документа (правила градостроительной деятельности в городе...) или включаются в устав города в виде особой части. Хозяйственная и другие виды деятельности на территории исторических городов регламентируются федеральными правовыми актами, а также правовыми актами соответствующих субъектов Российской Федерации. Археологические, историко-архитектурные, историко-градостроительные изыскания, исследования в области традиционных видов деятельности проводятся в опережающем порядке с привлечением местных научных кадров и использованием научного потенциала областных и столичных центров для создания базы данных по каждому историческому городу. На начальных этапах предусматривается государственная поддержка указанных работ. Информационное и проектное обеспечение включает:

осуществление контроля за процессом возрождения и развития исторических населенных мест путем создания банков данных по ним;

формирование банков данных как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации и городов, содержащих полную и систематизированную информацию об историко-культурном наследии - его характере, ценности, состоянии, функциональном использовании и т. д.

Для объективной оценки состояния исторических населенных мест и ценности историко-культурного наследия целесообразно проведение всероссийской инвентаризации с уточнением списка исторических городов 1990 года без привлечения средств федерального бюджета. Основой для проведения в городе работ по восстановлению и реконструкции должна являться разрабатываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации градостроительная концепция или городская программа, обеспечивающая соблюдение государственных, муниципальных, частных прав и интересов. Исходя из градостроительной концепции, устанавливающей основные пути развития исторического города на ближайшую перспективу, составляется конкретный план действий, ведется проектирование и осуществление работ. Состав и содержание проектной документации принимается на основе Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом введения дополнительных стадий (проекты реконструкции и др.). Учитывая важность своевременной разработки градостроительных концепций и документации, на начальных этапах необходима государственная финансовая поддержка их разработок. Реализация основных направлений возрождения исторических населенных мест, сохранения и развития их архитектуры предусматривает осуществление мер экономического стимулирования. Особое значение при этом имеет формирование муниципальной собственности, что позволит обеспечить надежное функционирование города как единого целого. Наряду со становлением муниципальной собственности в городах идет активный процесс формирования других форм собственности: разгосударствление, приватизация и акционирование жилищного фонда, сферы обслуживания, производственных и других объектов. При этом приватизация объектов традиционных сфер деятельности позволит не только сократить расходы городских бюджетов, но и станет источником дополнительных поступлений, и, что не менее важно, их присутствие создаст условия для здоровой конкуренции и будет способствовать повышению качества обслуживания населения. Общие принципы, состав и порядок действия экономического механизма, включая разграничение сферы использования его элементов на различных уровнях управления, разрабатываются на федеральном уровне. Расширение инвестиционных возможностей городов при реализации программных мероприятий будет непосредственно связано с созданием механизма привлечения ресурсов коммерческого сектора. Важными источниками инвестиций могут стать:

свободные средства населения, привлекаемые для финансирования инвестиционных проектов, имеющих высокую эффективность в исторических городах;

средства промышленных предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности;

иностранные кредиты и инвестиции.

В рамках общей инвестиционной политики в исторических городах приоритетом должны пользоваться объекты, позволяющие получить отдачу в более короткие сроки с последующим использованием средств на расширение фронта работ.

Обеспечение особого регулирования градостроительной деятельности в исторических городах предполагает:

создание принципиально новых условий функционирования исторических городов на основе Градостроительного кодекса Российской Федерации;

осуществление особого порядка регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях, введение специальных правил их использования, специальных государственных стандартов, градостроительных нормативов и правил, особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации.


 

VII. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

Управление реализацией Программы осуществляют государственные заказчики - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (по памятникам градостроительства, архитектуры, инженерного искусства и прочим объектам недвижимости) и Министерство культуры Российской Федерации (по иным объектам исторического и культурного наследия) с возложением на них функций государственного заказчика по комплексу программных мероприятий. Государственные заказчики организуют и проводят ежегодно конкурсы по отбору предложений исторических городов, а также исполнителей и поставщиков в целях обеспечения наиболее выгодного размещения заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд по каждому программному мероприятию. К работе в конкурсной комиссии будут привлекаться представители Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации. Победители конкурса заключают договор с государственным заказчиком. При необходимости государственные заказчики вносят в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по уточнению сроков и промежуточных этапов реализации Программы (ее продлению и завершению), согласованные с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Для осуществления контроля и оценки хода реализации Программы исполнители представляют государственным заказчикам информацию о ходе выполнения программных мероприятий. Государственные заказчики ежегодно представляют в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации проект доклада о ходе выполнения программных мероприятий и использовании средств за счет всех источников финансирования для последующего внесения его в Правительство Российской Федерации.

VIII. Социально-экономическая эффективность

Реализация Программы позволит получить многосторонний социально-экономический эффект и будет иметь позитивные последствия во многих сферах жизни страны. Программа обеспечивает не только сохранение, но и восстановление уникальных памятников истории и культуры, градостроительных ансамблей и окружающего их исторического ландшафта, расположенных в каждом третьем городе России. Программой предусматривается существенное развитие в городах туристических и рекреационных функций, позволяющих многократно расширить масштабы посещений и пребывания как отечественных, так и зарубежных граждан (прирост составит до 1500 тыс. человекодней в год). Это особенно важно в условиях, когда многие традиционные центры отдыха, туризма и санаторного лечения оказались за пределами России и стали недоступны большинству ее населения. Создание и развитие объектов туристической и рекреационной базы и сферы услуг позволит получить прямой экономический эффект в связи с тем, что окупаемость большинства объектов, особенно туристической инфраструктуры, составляет от 2 до 6 лет. В связи с реализацией программных мероприятий значительно улучшится не вполне благополучная экологическая обстановка, характерная в настоящее время для крупных исторических городов. Реализация Программы позволит также заметно повысить уровень социально-экономического развития каждого города, в том числе усилить социальную направленность экономики, обеспечить общий рост занятости населения. Важным результатом реализации Программы станет повышение экономической самостоятельности преобладающей части исторических городов, переход их на самофинансирование. Это позволит существенно снизить в перспективе финансовую нагрузку на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Программа создает условия для дополнительной капитализации реконструированных, отреставрированных и новых зданий жилого, социально-культурного и административно-делового назначения в объеме 180-210 млн. рублей. Ожидается рост притока инвестиций в объеме 150-170 млн. рублей. Экологические мероприятия по оздоровлению городской среды позволят предотвратить экономический ущерб в размере около 17 млн. рублей. Появление в дальнейшем возможности значительного увеличения затрат на достижение целей сохранения и развития архитектуры исторических городов обещает получение еще более внушительных экономических и социальных результатов. Согласно данным бизнес-плана, превышение дополнительных поступлений над затратами в этом случае может составить 4-6 млрд. рублей. Программа заложит основы устойчивого развития городов. Повышению устойчивости будет способствовать расширение сферы приложения труда, улучшение социально-демографической структуры населения, совершенствование планировочной организации территории и снижение экологической напряженности.

 


Приложение N 1

к федеральной целевой программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)"

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ РОССИИ

Республика Адыгея - Майкоп;

Республика Алтай - Горно-Алтайск;

Республика Башкортостан - Уфа, Стерлитамак, Белебей, Белорецк, Бирск, Николо-Березовка;

Республика Бурятия - Улан-Удэ, Бабушкин, Кяхта, Баргузин;

Республика Дагестан - Махачкала, Дербент, Кизляр, Тарки;

Кабардино-Балкарская Республика - Нальчик, Прохладный, Баксан, Майский, Тырныауз;

Республика Калмыкия - Элиста;

Республика Карелия - Петрозаводск, Кемь, Олонец, Пудож, Сортавала;

Республика Коми - Сыктывкар;

Республика Марий Эл - Йошкар-Ола, Козьмодемьянск;

Республика Мордовия - Саранск, Рузаевка, Ардатов, Инсар, Краснослободск, Темников;

Республика Саха (Якутия) - Якутск, Вилюйск, Олекминск, Среднеколымск;

Республика Северная Осетия - Алания, Владикавказ, Алагир, Моздок, Мизур, Сидон,

Республика Татарстан - Казань, Бугульма, Елабуга, Чистополь, Мамадыш, Мензелинск, Тетюши, Лаишево, с. Свияжск,

Республика Тыва - Кызыл;

Удмуртская Республика - Ижевск, Воткинск, Глазов, Сарапул;

Чеченская Республика - Грозный;

Чувашская Республика - Чебоксары, Алатырь, Мариинский Посад, Цивильск, Ядрин;

Алтайский край - Барнаул, Бийск;

Краснодарский край - Краснодар, Армавир, Сочи, Анапа, Ейск;

Красноярский край - Красноярск, Ачинск, Канск, Минусинск, Енисейск, Шушенское;

Приморский край - Владивосток, Уссурийск;

Ставропольский край - Ставрополь, Буденновск, Георгиевск, Кисловодск, Пятигорск, Железноводск;

Хабаровский край - Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Охотск;

Амурская область - Благовещенск;

Архангельская область - Архангельск, Каргополь, Мезень, Онега, Сольвычегодск, Шенкурск;

Астраханская область - Астрахань;

Белгородская область - Белгород, Старый Оскол, Алексеевка, Валуйки, Грайворон, Короча, Новый Оскол, Борисовка, Ивня, Красногвардейское, Ровеньки, Чернянка;

Брянская область - Брянск, Клинцы, Дятьково, Карачев, Мглин, Новозыбков, Почеп, Севск, Стародуб, Трубчевск;

Владимирская область - Владимир, Ковров, Александров, Гусь-Хрустальный, Муром, Вязники, Гороховец, Киржач, Меленки, Покров, Судогда, Суздаль, Юрьев-Польский, Боголюбово, Мстера, Ставрово;

Волгоградская область - Волгоград, Камышин, Дубовка, Ленинск, Серафимович, Урюпинск, Рудня;

Вологодская область ­- Вологда Череповец, Белозерск, Великий Устюг, Вытегра, Грязовец, Тотьма, Кириллов, Никольск, Устюжна;

Воронежская область - Воронеж, Борисоглебск, Бобров, Богучар, Новохоперск, Острогожск, Павловск;

Ивановская область - Иваново, Кинешма, Шуя, Вичуга, Гаврилов-Посад, Кохма, Плес, Пучеж, Тейково, Фурманов, Юрьевец, Лежнево, Лух, Палех, Писцово, Холуй;

Иркутская область - Иркутск, Усолье-Сибирское, Киренск, Нижнеудинск;

Калининградская область - Калининград, Багратионовск, Балтийск, Гусев, Зеленоградск, Правдинск, Светлогорск, Советск, Черняховск;

Калужская область - Калуга, Боровск, Козельск, Малоярославец, Медынь, Мещовск, Мосальск, Таруса, Юхнов;

Камчатская область - Петропавловск-Камчатский;

Кемеровская область - Кемерово, Новокузнецк, Мариинск;

Кировская область - Киров, Котельнич, Малмыж, Нолинск, Орлов, Слободской, Советск, Уржум, Яранск, Лальск;

Костромская область - Кострома, Буй, Галич, Кологрив, Макарьев, Нерехта, Солигалич, Чухлома, Красное-на-Волге, Судиславль, Сусанино;

Курганская область - Курган, Шадринск, Далматово;

Курская область - Курск, Дмитриев-Льговский, Льгов, Обоянь, Рыльск, Суджа, Фатеж, Щигры;

Ленинградская область - Выборг, Гатчина, Кингисепп, Тихвин, Ивангород, Лодейное Поле, Луга, Новая Ладога, Приозерск, Шлиссельбург;

Липецкая область - Липецк, Елец, Задонск, Лебедянь, Усмань, Чаплыгин;

Магаданская область - Магадан;

Московская область - Коломна, Подольск, Балашиха, Дмитров, Егорьевск, Клин, Ногинск, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Сергиев Посад, Серпухов, Чехов, Бронницы, Верея, Волоколамск, Зарайск, Звенигород, Истра, Кашира, Можайск, Озеры, Руза;

Мурманская область - Мурманск;

Нижегородская область - Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас, Балахна, Выкса, Павлово, Ветлуга, Горбатов, Городец, Лукоянов, Лысково, Семенов, Сергач, Васильсурск, Большое Мурашкино;

Новгородская область - Великий Новгород, Боровичи, Валдай, Сольцы, Старая Русса, Холм, Демянск, Крестцы, Кулотино, Любытино;

Новосибирская область - Новосибирск, Куйбышев, Колывань, Сузун;

Омская область - Омск, Тара, Тюкалинск;

Оренбургская область - Оренбург, Орск, Бугуруслан, Бузулук;

Орловская область - Орел, Ливны, Мценск, Болхов, Дмитровск, Орловский, Малоархангельск, Новосиль;

Пензенская область - Пенза, Кузнецк, Беднодемьяновск, Белинский, Городище, Нижний Ломов, Сердобск, Мокшан;

Пермская область - Пермь, Кунгур, Лысьва, Соликамск, Добрянка, Оса, Оханск, Очер, Усолье, Чердынь, Чермоз, Ильинский, Ныроб, Павловский, Полазна, Суксун;

Псковская область - Псков, Великие Луки, Гдов, Невель, Новоржев, Новосокольники, Опочка, Остров, Печоры, Порхов, Себеж, Пушкинские Горы;

Ростовская область - Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Шахты, Азов, Гигант;

Рязанская область - Рязань, Касимов, Михайлов, Ряжск, Скопин, Спас-Клепики, Спасск-Рязанский, Шацк;

Самарская область - Самара, Сызрань, Тольятти;

Саратовская область - Саратов, Балаково, Энгельс, Балашов, Вольск, Аткарск, Новоузенск, Петровск, Пугачев, Хвалынск;

Свердловская область - Екатеринбург, Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Алапаевск, Верхотурье, Ирбит, Камышлов, Красноуфимск, Талица, Туринск;

Смоленская область - Смоленск, Вязьма, Рославль, Велиж, Гагарин, Демидов, Дорогобуж, Духовщина, Ельня, Сычовка, Красный;

Тамбовская область - Тамбов, Мичуринск, Кирсанов, Моршанск;

Тверская область - Тверь, Вышний Волочек, Ржев, Бежецк, Белый, Весьегонск, Зубцев, Калязин, Кашин, Красный Холм, Осташков, Старица, Торжок, Торопец;

Томская область - Томск;

Тульская область - Тула, Алексин, Белев, Богородицк, Венев, Плавск, Чекалин, Епифань, Одоев;

Тюменская область - Тюмень, Ишим, Тобольск, Ялуторовск;

Ульяновская область - Ульяновск, Димитровград, Сенгилей, Карсун, Языково;

Челябинская область - Челябинск, Златоуст, Магнитогорск, Миасс, Троицк, Верхнеуральск, Касли, Кыштым, Миньяр;

Читинская область - Чита, Нерчинск, Петровск-Забайкальский, Сретенск, Шилка;

Ярославская область - Ярославль Рыбинск, Гаврилов-Ям, Данилов, Любим, Мышкин, Переславль-Залесский, Пошехонье, Ростов Великий, Тутаев, Углич, Борисоглебский;

Город Москва - Москва;

Город Санкт-Петербург - Санкт-Петербург, Колпино, Петродворец, Пушкин, Кронштадт, Ломоносов, Павловск;

Коми-Пермяцкий автономный округ - Кудымкар, Пожва;

Ханты-Мансийский автономный округ - Березово;

Ямало-Ненецкий автономный округ - Салехард.

 



ПОДПРОГРАММА

"ВОЗРОЖДЕНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 годы)"

 

Паспорт подпрограммы

 

Наименование подпрограммы - "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы" 

Основание для разработки подпрограммы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 г. N 283-р 

Государственные заказчики подпрограммы - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (по памятникам градостроительства, архитектуры, инженерного искусства и прочим объектам недвижимости), Министерство культуры Российской Федерации (по иным объектам исторического и культурного наследия) 

Цели подпрограммы - сохранение и восстановление градостроительного наследия, самобытной культуры, народных традиций российской провинции в условиях реформирования структуры управления хозяйством и становления рыночной экономики 

Основные задачи подпрограммы - преемственное развитие и совершенствование исторической среды малых и средних городов; 

- сохранение и развитие архитектурного облика исторических городов, восстановление культурного наследия; 

- реконструкция и модернизация жилищного фонда, социальных и культурно-бытовых зданий и сооружений; 

- развитие инженерно-строительной и реставрационной базы; 

- развитие туристической и рекреационной деятельности 

Сроки и этапы реализации подпрограммы - 2002-2010 годы, в том числе:

I этап - 2002-2005 годы. Мероприятия данного этапа направлены на социально-экономическое развитие исторических городов и обеспечение сохранности ценного историко-культурного наследия. 

II этап - 2006-2010 годы. Мероприятия направлены на дальнейшее развитие социально-экономической, культурной и градостроительной базы возрождения исторических городов 

Перечень основных мероприятий - создание нормативно-правовой базы; 

- социально-экономическое развитие исторических городов; 

- совершенствование архитектурно-градостроительной среды; 

- развитие туристических рекреационных зон; 

- научно-образовательное обеспечение подпрограммы 

Исполнители основных мероприятий - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 

- администрации исторических городов - участников подпрограммы; 

- субъекты хозяйственной и культурной деятельности в городах; 

- научно-исследовательские, проектные организации, предприятия на конкурсной основе 

Объем и источники финансирования подпрограммы (в ценах 2001 года) - затраты на реализацию подпрограммы за счет средств всех источников финансирования 573 млн. рублей, в том числе: 

- федеральный бюджет - 149 млн. рублей; бюджеты субъектов Российской Федерации - 153,5 млн. рублей; 

- местные бюджеты - 152,5 млн. рублей; 

- внебюджетные источники - 118 млн. рублей 

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы - подъем культуры, образования, экономики российских малых и средних исторических городов; 

- сохранение и восстановление бесценного архитектурно-градостроительного наследия; 

- улучшение условий жизни населения 

Контроль за исполнением подпрограммы - ответственность за реализацию подпрограммы несут Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (по памятникам градостроительства, архитектуры, инженерного искусства и прочим объектам недвижимости) и Министерство культуры Российской Федерации (по иным объектам исторического и культурного наследия) 

 


 

I. Введение

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 г. N 283-р о разработке федеральной целевой программы "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)" в ее структуру включена подпрограмма "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы" (далее - подпрограмма). Подпрограмма определяет пути сохранения и восстановления архитектурного наследия, самобытной культуры, развития общественного производства российской провинции в условиях возвращения общества к цивилизованным формам взаимоотношений, децентрализации управления, становлению рыночной экономики. При этом ставится задача остановить процесс разрушения и утраты нашего невосполнимого национального достояния, бережно сохранить, отреставрировать, восстановить бесценные памятники отечественной истории, архитектуры и градостроительства, улицы и площади, парки и набережные, окружающий исторический ландшафт. Подпрограмма ориентирована на выявление, восстановление и максимальное использование исторического наследия городов - памятников истории и культуры, всей исторической застройки, характера городской среды, традиционных промышленных производств и ремесел, народных обычаев, духовности и самобытности, насыщенности и разнообразия общественных контактов, форм самоуправления. Для участия в реализации подпрограммы будут привлекаться на основе конкурсного отбора малые и средние исторические города.

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Городские поселения, имеющие численность населения менее 150 тыс. жителей, представлены 80 средними городами (от 50 до 150 тыс. жителей), 252 малыми городами (до 50 тыс. жителей) и 51 поселком городского типа. Для исторических малых и средних городов характерны узкая хозяйственная специализация, техническая отсталость производства, крайне слабое использование рекреационного потенциала, неразвитость инфраструктуры. Уровень развития и состояние инженерной инфраструктуры в большинстве исторических малых и средних городов России не удовлетворяют современным требованиям. Практически весь жилищный фонд исторических частей этих городов имеет крайне низкую степень обеспеченности инженерным оборудованием. Проблемы инженерной подготовки и благоустройства территории в исторических малых и средних городах, их исторических зонах связаны с подъемом уровня грунтовых вод, подтоплением, эрозией поверхностей, ростом оврагов. На государственном учете в малых и средних городах Российской Федерации находится около 12 тыс. памятников истории и культуры. Из них 70 процентов составляют архитектурные объекты, 22 процента - памятники истории, 6 процентов - памятники археологии, 2 процента - памятники монументального искусства. За последние годы их состояние ухудшилось в связи с сокращением реставрационной деятельности. Анализ основных аспектов ситуации в исторических малых и средних городах позволяет сделать вывод о том, что в них образовался сложный комплекс проблем совершенствования архитектурного облика, повышения комфортности исторической городской среды для проживания, развития культурной и деловой активности, роста инвестиционной привлекательности, укрепления экономической базы, обеспечения условий устойчивого саморазвития. Подпрограмма как одна из главных составляющих федеральной целевой программы "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)" призвана способствовать смягчению и исправлению негативных процессов, имеющих место в исторических малых и средних городах, и, как следствие, решению задач возрождения исторической городской среды России.

III. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы

Главной целью подпрограммы является сохранение и восстановление градостроительного наследия, самобытной культуры, народных традиций российской провинции. Основными задачами подпрограммы являются:

преемственное развитие и совершенствование исторической среды малых и средних городов;

сохранение и совершенствование планировочной организации и архитектурного облика исторических городов, восстановление культурного наследия;

реконструкция и модернизация исторического жилищного фонда, социальных и культурно-бытовых зданий и сооружений;

развитие инженерно-строительной и реставрационной базы;

развитие туристической и рекреационной деятельности;

улучшение состояния окружающей среды на исторических территориях.

Реализация подпрограммы осуществляется в два этапа.

На I этапе (2002-2005 годы) предусматривается осуществление научно-проектных обоснований сохранения и развития архитектуры малых и средних исторических городов и формирование нормативной и правовой базы и методической поддержки этой деятельности, проведение работ, обеспечивающих сохранность памятников архитектуры и градостроительства, осуществление мероприятий по стабилизации и улучшению социально-экономической ситуации, отработка механизма реализации на группе городов, наиболее готовых к реализации программных мероприятий.

На II этапе (2006-2010 годы) предусматривается реализация программных мероприятий, дающих импульс к активному саморазвитию городов, сохранению и совершенствованию их архитектурного облика.


 

IV. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий соответствует основным направлениям государственной градостроительной политики в области развития малых и средних исторических городов. Она призвана решать как общие для городов проблемы, так и профильные, связанные с сохранением и развитием архитектуры, реставрацией культурного наследия. Совершенствование экономической основы развития исторических городов включает в себя:

повышение роли туристических и рекреационных функций в значительной части городов;

ориентацию на преимущественное использование местных природных ресурсов и возрождение на их базе традиционных видов деятельности, художественных промыслов и ремесел;

развитие строительной базы, обеспечивающей потребности туристической и рекреационной сферы и необходимой для возрождения историко-культурного наследия.

Развитие социальной инфраструктуры городов включает в себя:

формирование комплекса объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающих возможность реализации историко-культурного потенциала города (при максимально бережном проведении работ по реставрации, сохранению и рациональному использованию зданий и объектов, представляющих особую ценность);

решение жилищной проблемы путем реконструкции и модернизации сложившегося исторического жилищного фонда с учетом конкретных условий каждого города;

усиление и укрепление основных функций городских поселений - центров систем расселения за счет развития производственно-экономических и социально-культурных связей с населенными пунктами, тяготеющими к зонам их влияния;

улучшение транспортной доступности исторических городских поселений;

включение в туристические маршруты поселений, имеющих ценные памятники и другие достопримечательности.

Сохранение и восстановление архитектурного облика городов включает в себя:

реставрацию и модернизацию существующей жилой и общественной застройки;

новое и компенсационное строительство, замена утраченных зданий, восстановление градостроительной значимости главных структурных элементов;

перепрофилирование высвобождающихся производственных площадей для создания новых рабочих мест, в том числе в сфере традиционных ремесел;

сохранение и восстановление исторического природного ландшафта.

Наиболее важной для возрождения архитектурного облика города является комплексная реконструкция его исторического центра с акцентированием главных узловых элементов - ведущих ансамблей, вертикальных доминант, площадей, главных улиц, перекрестков, набережных. Сохранение и реставрация объектов культурного наследия предусматривает:

разработку комплексных региональных программ сохранения и использования культурного наследия, которое должно рассматриваться и использоваться как особый ресурс социального и экономического развития города и его окружения;

составление для каждого исторического города комплексного историко-культурного и градостроительного паспорта;

увеличение объема реставрационной деятельности, развитие производственных реставрационных баз.

Программные мероприятия включают в себя реконструкцию и модернизацию жилищного фонда. Жилищный фонд в исторических малых и средних городах России составляет 202,5 млн. кв. метров, в том числе около 60 млн. кв. метров в исторических зонах. При этом, по укрупненным расчетам, жилищный фонд в исторических зонах, требующий капитального ремонта, составляет 36 млн. кв. метров, а жилищный фонд, требующий реконструкции и модернизации, - 15 млн. кв. метров. Совершенствование инженерно-транспортной инфраструктуры предусматривает:

рациональное соотношение централизованных и автономных систем всех видов инженерного оборудования, обеспечивающее сохранность исторической среды и археологически ценного культурного слоя;

вывод грузовых транспортных потоков за пределы ценных исторических территорий и организацию обводных дорог, проходящих по окраинным территориям вблизи промышленных предприятий;

организацию вблизи объектов осмотра автостоянок для туристических автобусов и автотуристов без нарушения условий жизни постоянного населения;

организацию пешеходных зон в исторической части города с необходимыми элементами благоустройства.

Развитие строительной базы с учетом специфики исторических городов включает в себя:

эффективное использование имеющейся местной строительной базы, мощностей действующих предприятий стройиндустрии и сырьевых ресурсов областей, краев и республик;

выпуск строительных материалов, изделий и конструктивных элементов для реконструкции и модернизации исторической застройки;

проведение специальных исследований и разработку комплекса методик и технических мер по обследованию, консервации и модернизации деревянных жилых и общественных зданий, имеющих историческую, архитектурную и потребительскую ценность.

Использование туристического и рекреационного потенциала предусматривает:

обеспечение условий для увеличения потока туристов в исторические малые и средние города (до уровня 150 млн. человекодней в год) с созданием базы размещения и обслуживания туристов емкостью 300-500 тыс. мест;

реконструкцию и модернизацию объектов инфраструктуры туризма.

Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел предусматривает:

создание материально-пространственной среды, благоприятной для функционирования предприятий художественной промышленности и деятельности индивидуальных мастеров народных промыслов;

организацию в ряде исторических городов центров традиционных ремесел.

V. Механизм реализации подпрограммы

На первом этапе реализации подпрограммы проводится конкурсный отбор предложений исторических городов по сохранению, восстановлению и развитию исторической среды. На втором этапе проводится конкурсный отбор исполнителей и поставщиков по конкретным объектам и исполнителям. Правовое регулирование различных сфер деятельности в исторических городах осуществляется на основе законодательных актов Российской Федерации. Учитывая особенности данной категории городских поселений, предусмотрено разработать для них правовые документы, а также внести ряд корректирующих поправок в действующие правовые акты. Правовые нормы, регулирующие градостроительную деятельность, в том числе и на территории исторических городов, содержатся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, где исторические города включены в перечень поселений, требующих особого правового регулирования градостроительной деятельности, а сохранение историко-культурного наследия определено как одно из ее важнейших направлений. Для каждого исторического города, привлекаемого к реализации программных мероприятий, предусмотрена разработка концепции реконструкции исторического центра и других исторических зон города с учетом характера наследия, специфики хозяйственной деятельности и других факторов. На основе концепции будут разработаны требования и правила управления этим процессом, которые оформляются в виде самостоятельного документа ("Правила градостроительной деятельности в городе...") или включаются в устав города в виде особой части. Научно-методическое обеспечение подпрограммы на федеральном уровне включает подготовку, издание и распространение комплекса методических рекомендаций и пособий, необходимых специалистам и заказчикам для бережного и качественного осуществления архитектурно-градостроительных преобразований в исторических городах. Расширение инвестиционной деятельности в городах будет непосредственно связано с созданием механизма привлечения ресурсов коммерческого сектора. Наряду с бюджетными средствами для восстановления исторических городов предусмотрено привлечение средств внебюджетных фондов, а также средств от поступления неналоговых платежей - штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, находившихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для финансирования мероприятий подпрограммы будут привлекаться средства промышленных предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности. Будет также прорабатываться возможность привлечения иностранных кредитов и инвестиций. В конце 2000 - начале 2001 года Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу провел конкурсный отбор городов для включения в перечень программных мероприятий подпрограммы "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы", предусмотренных для финансирования за счет средств федерального бюджета 2002 года. По результатам рассмотрения представленных материалов конкурсная комиссия рекомендовала для участия в реализации подпрограммы города Центрального и Северного районов России, Поволжья, Алтая, Сибири, других российских регионов.

VI. Ресурсное обеспечение подпрограммы

Общий объем финансирования подпрограммы на расчетный период (2002-2010 годы) предусматривается в размере 573 млн. рублей (в ценах 2001 года), в том числе за счет средств:

федерального бюджета - 149 млн. рублей;

бюджетов субъектов Российской Федерации - 153,5 млн. рублей;

местных бюджетов - 152,5 млн. рублей;

внебюджетных источников - 118 млн. рублей.

Наличие большого числа исторических малых и средних городов, участвующих в реализации подпрограммы, и ограниченность средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию программных мероприятий, определили обязательность конкурсных отборов городов, претендующих на федеральную поддержку. Внебюджетные источники финансирования подпрограммы формируются за счет средств предприятий, юридических и физических лиц (владельцев и арендаторов исторически значимых и иных объектов исторических городов), расходуемых ими на реставрацию, реконструкцию, а также на выборочное новое строительство на исторических территориях, инициируемые местными органами исполнительной власти на основе договоров (контрактов) или в иной форме, при организационной и технической помощи этих органов.

VII. Организация управления подпрограммой и контроль за ходом ее реализации

Управление подпрограммой осуществляют государственные заказчики: Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу - по памятникам градостроительства, архитектуры, инженерного искусства и прочим объектам недвижимости, Министерство культуры Российской Федерации - по иным объектам исторического и культурного наследия. Государственные заказчики ежегодно организуют и проводят конкурсы по отбору предложений исторических городов, исполнителей и поставщиков в целях обеспечения наиболее выгодного размещения заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд по каждому программному мероприятию. К работе в конкурсной комиссии будут привлекаться представители Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации. Победители конкурса заключают договоры с государственными заказчиками (в соответствии с видом работ). При необходимости государственные заказчики вносят в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения об уточнении сроков и промежуточных этапов реализации подпрограммы, ее продлении и завершении, согласованные с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Для осуществления контроля и оценки хода реализации подпрограммы исполнители представляют государственным заказчикам информацию о ходе выполнения программных мероприятий. Государственные заказчики ежегодно представляют в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации проект доклада о ходе реализации программных мероприятий и использовании средств из всех источников финансирования для последующего внесения в Правительство Российской Федерации.

VIII. Социально-экономическая эффективность

Реализация подпрограммы позволит достичь многостороннего социально-экономического эффекта во многих сферах жизни страны и ее регионов, будет способствовать существенному развитию в городах туристических и рекреационных функций, расширению отечественной базы оздоровительного отдыха, лечения и туризма, а также значительному усилению роли большинства исторических городов (86 процентов) как малых "столиц" тяготеющих к ним сельских территорий. Реализация подпрограммы позволит также существенно повысить уровень социально-экономического развития каждого города, будет способствовать развитию экономической базы городов, росту занятости населения. Важными результатами реализации подпрограммы станут повышение экономической самостоятельности преобладающей части исторических городов и переход их на самофинансирование, что позволит существенно снизить в перспективе финансовую нагрузку на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Проведенные расчеты укрупненных показателей ожидаемого экономического и социального эффекта от реализации подпрограммы (при финансировании, предусмотренном в объеме 573 млн. рублей) подтверждают высокий уровень ее эффективности. Подпрограмма обеспечит условия для возрождения отдельных отраслей малого бизнеса, промыслов и ремесел, что позволит дополнительно создать около 1000 новых рабочих мест и увеличить поступления в бюджеты всех уровней на 350 млн. рублей. Развитие туризма позволит увеличить поток туристов и отдыхающих на 116 тыс. человекодней в год и получить дополнительную прибыль до 12 млн. рублей. Объем услуг в сфере обслуживания возрастет на 135-140 млн. рублей. При увеличении затрат на возрождение и развитие исторических городов в будущем возможно получение еще больших экономических результатов.


 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

tuc-c.jpg