Особняк А.П. Петрова |
12.07.2011 08:52 |
Здание Ростовского областного музея изобразительных искусств. (г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 115) Это здание известно также как «особняк А.Домбровского». За этим «двойным» названием памятника, скрывается его необычная история. Проект дома заказал известный ростовский купец и адвокат Аполлон Домбровский. Заказал уже известному в то время архитектору Н.А.Дорошенко, занимавшему с 1885г. место второго архитектора Ростова, а с 1887г. – первого. (Этому архитектору наш город обязан многими прекрасными зданиями, значительная часть которых дошла до нашего времени). Дорошенко сделал проект яркого «представительского» немного даже помпезного особняка в стиле эклектики с преобладанием барочных мотивов. Строительство особняка было завершено в 1898г. Но к этому времени дела у Домбровского пошли совсем плохо. Сразу после завершения строительства здания, он его продал для покрытия долгов и исчез из города. Дом приобрела «Ростово-Владикавказская железная дорога», которая – как и многие крупные фирмы и сегодня, - не чуралась приобретением «непрофильных», но прибыльных активов. В том числе покупала достаточно много, как сейчас бы сказали, «элитной» недвижимости в центре Ростова. В то время – на рубеже 19-20 веков, - «Ростово-Владикавказская железная дорога» погрязла в многочисленных судебных процессах, связанных с приобретением участков земли под новые железнодорожные линии на Северном Кавказе. Особо плохо шли дела с землями под очень важную для развития дороги линию Тихорецкая-Царицин. В отчаянии начальник дороги И.Иноземцев поклялся, что подарит «особняк Домбровского» юристу, который отсудит необходимые дороге земли. Известные адвокаты никак не отреагировали на заманчивое предложение. Тогда свои слуги предложил до того времени никому не известный ростовский стряпчий Аполлон Петров. Он действительно выиграл в пользу дороги нужные процессы, благодаря которым железная дорога получила необходимые земли, сэкономив при этом несколько миллионов, и получил обещанный особняк. В дальнейшем А.Петров ничем особенным не проявил себя и о дальнейшей его судьбе ничего не известно. Но его супруга благополучно прожила в особняке до самой революции. Полутораэтажный с высоким цокольным этажом и мансардой особняк, в архитектурном решении которого нашли отражение композиционные приемы и декор, характерные для барокко, классицизма и ренессанса, В первоначальном варианте к северному фасаду примыкала терраса, украшенная деревянным карнизом с пропильной резьбой геометрического и цветочного орнамента. С террасы по мраморной лестнице, полуциркульной в плане), можно было спуститься в сад с мраморным фонтаном. За садом находились конюшни с каретником. На первом этаже особняка расположены основные залы, группирующиеся вокруг парадного вестибюля в двух уровнях с мраморной лестницей. Стены были оклеены набивным натуральным шелком. Огромные хрустальные люстры и декоративные бра освещали залы. В цокольном этаже были расположены помещения прислуги, кухня, котельная. К кухням примыкала небольшая комната, откуда наверх по эскалатору подавалась пища. Другая связь между этажами отсутствовала. В 1920 г. здание национализировали. В нем до 1923 года размещался детский дом №3, в 1924 - Дом работников просвещения, затем Союз Горняков. В 1939 г. здание арендовали Ростовоблсов-промкооперация, физкультурное общество "Спартак" и Облместпром. В 1940-1950 гг. в особняке находились: Облремстройсбыт, Областное лекционное бюро, Областной отдел по делам архитектуры, Ростовская областная контора Глававтотракторосбыт. Именно в эти годы была проведена перепланировка: на высоком чердаке была устроена мансарда, установлены деревянные лестницы, связавшие все этажи. В целом облик здания дощёл до нашего времени без искажений.
Ритм главного южного фасада определяется стройными простеночными колоннами композитного ордера, опирающимися на высокий цоколь. Венчающая часть здания выполнена в виде классического антаблемента. Парапетом по южному и северному фасадам служит балюстрада, состоящая из ряда балясин и тумб, увенчанных вазами. Полуциркульные проемы первого этажа оформлены архивольтами и декоративными замковыми камнями, опирающимися на кариатиды. Плоскость фриза над ними заполнена лепными вставками с женскими головками в окружении грифонов; над колоннами - растительного орнамента с картушами. Над дверью главного входа, между наличником и треугольным сандриком расположен геральдический знак. Интерес представляет сохранившееся внутреннее убранство помещений 1-го этажа. Композиция фасадов продолжается в ритме членений плоскости стен вестибюля пилястрами, в обрамлении дверных проемов архивольтами, а оконного проема - наличником и сандриком. Лестница вестибюля имеет беломраморные ступени и ажурное кованое ограждение. Сохранились первоначальные наружные и внутренние двухстворчатые филенчатые двери, а также лепной декор стен и потолков. В 1959 г. здание передали Ростовскому областному музею изобразительных искусств. Сам музей был создан раньше – в 1938г. Вторичное открытие музея – после возвращения из эвакуации во время Великой Отечественной войны, - состоялось в 1946г. в здании художественного училища М.Грекова (на Университетском).
|