Особняк А.П. Петрова Печать
12.07.2011 08:52

Здание Ростовского областного музея изобразительных искусств.

(г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 115)

Это здание известно также как «особняк А.Домбровского».

За этим «двойным» названием памятника, скрывается его необычная история.

Проект дома заказал известный ростовский купец и адвокат Аполлон Домбровский. Заказал уже известному в то время архитектору Н.А.Дорошенко, занимавшему с 1885г. место второго архитектора Ростова, а с 1887г. – первого. (Этому архитектору наш город обязан многими прекрасными зданиями, значительная часть которых дошла до нашего времени). Дорошенко сделал проект яркого «представительского» немного даже помпезного особняка в стиле эклектики с преобладанием барочных мотивов. Строительство особняка было завершено в 1898г. Но к этому времени дела у Домбровского пошли совсем плохо. Сразу после завершения строительства здания, он его продал для покрытия долгов и исчез из города.

Дом приобрела «Ростово-Владикавказская железная дорога», которая – как и многие крупные фирмы и сегодня, - не чуралась приобретением «непрофильных», но прибыльных активов. В том числе покупала достаточно много, как сейчас бы сказали, «элитной» недвижимости в центре Ростова.

В то время – на рубеже 19-20 веков, - «Ростово-Владикавказская железная дорога» погрязла в многочисленных судебных процессах, связанных с приобретением участков земли под новые железнодорожные линии на Северном Кавказе. Особо плохо шли дела с землями под очень важную для развития дороги линию Тихорецкая-Царицин. В отчаянии начальник дороги И.Иноземцев поклялся, что подарит «особняк Домбровского» юристу, который отсудит необходимые дороге земли.

Известные адвокаты никак не отреагировали на заманчивое предложение. Тогда свои слуги предложил до того времени никому не известный ростовский стряпчий Аполлон Петров. Он действительно выиграл в пользу дороги нужные процессы, благодаря которым железная дорога получила необходимые земли, сэкономив при этом несколько миллионов, и получил обещанный особняк. В дальнейшем А.Петров ничем особенным не проявил себя и о дальнейшей его судьбе ничего не известно. Но его супруга благополучно прожила в особняке до самой революции.

Полутораэтажный с высоким цокольным этажом и мансардой особняк, в архитектурном решении которого нашли отражение композиционные приемы и декор, характерные для барокко, классициз­ма и ренессанса, расположен с отступом от красной линии, по которой размещается ажурная металлическая ограда (первоначально с двумя воротами по боковым въездам и центральной калиткой).

В первоначальном варианте к северному фасаду примыкала терраса, украшенная деревян­ным карнизом с пропильной резьбой геометрического и цветочного орнамента. С террасы по мраморной лестнице, полуциркульной в пла­не), можно было спуститься в сад с мраморным фонтаном. За садом находились конюшни с каретником.

На первом этаже особняка расположены основные залы, группирующиеся вокруг парадного вестибюля в двух уровнях с мра­морной лестницей. Стены были оклеены набивным натуральным шелком. Огромные хрустальные люстры и декоративные бра освещали залы.

В цокольном этаже были расположены помещения прислуги, кухня, котельная. К кухням примыкала небольшая комната, откуда наверх по эскалатору подавалась пища. Другая связь между эта­жами отсутствовала.


В 1920 г. здание национализировали. В нем до 1923 года разме­щался детский дом №3, в 1924 - Дом работников просвещения, затем Союз Горняков. В 1939 г. здание арендовали Ростовоблсов-промкооперация, физкультурное общество "Спартак" и Облместпром.

В 1940-1950 гг. в особняке находились: Облремстройсбыт, Об­ластное лекционное бюро, Областной отдел по делам архитектуры, Ростовская областная контора Глававтотракторосбыт.

Именно в эти годы была проведена перепланировка: на высоком чердаке была устроена мансарда, уста­новлены деревянные лестницы, связавшие все этажи.

В целом облик здания дощёл до нашего времени без искажений.

 


Ритм главного южного фасада определяется стройными просте­ночными колоннами композитного ордера, опирающимися на вы­сокий цоколь. Венчающая часть здания выполнена в виде класси­ческого антаблемента.

Парапетом по южному и северному фасадам служит балюстра­да, состоящая из ряда балясин и тумб, увенчанных вазами. Полу­циркульные проемы первого этажа оформлены архивольтами и де­коративными замковыми камнями, опирающимися на кариатиды. Плоскость фриза над ними заполнена лепными вставками с жен­скими головками в окружении грифонов; над колоннами - расти­тельного орнамента с картушами. Над дверью главного входа, меж­ду наличником и треугольным сандриком расположен геральди­ческий знак.

Интерес представляет сохранившееся внутреннее убранство по­мещений 1-го этажа. Композиция фасадов продолжается в ритме членений плоскости стен вестибюля пилястрами, в обрамлении двер­ных проемов архивольтами, а оконного проема - наличником и сандриком. Лестница вестибюля имеет беломраморные ступени и ажурное кованое ограждение. Сохранились первоначальные наруж­ные и внутренние двухстворчатые филенчатые двери, а также леп­ной декор стен и потолков.

В 1959 г. здание передали Ростовскому областному музею изоб­разительных искусств. Сам музей был создан раньше – в 1938г. Вторичное открытие музея – после возвращения из эвакуации во время Великой Отечественной войны, - состоялось в 1946г. в здании художественного училища М.Грекова (на Университетском).