Домик Чехова в Таганроге. Печать

 

Первое самостоятельное место жительство четы Чеховых. Здесь родился и прожил первые два года своей жизни Антоша Чехов. 

Домик стоял на участке принадлежавшем купцу Гнутову и смотрел своими маленькими зелёными ставнями на Полицейскую улицу.  Построен в середине XIX века из глинобитного кирпича, оштукатурен, выбелен. Площадь дома 30,5 кв. м.

Вероятней всего, отца Чехова привлекла сходная цена за аренду домика и близость, неподалёку, на Петровской площади, принадлежавшей ему бакалейной лавки. Ставшая в будущем очень знаменитой семья переехала в домик на Полицейской в 1859 году.

«Родился я в доме Болотова (так говорит моя мать), или Гнутова, около Третьякова В. Н., на Полицейской улице, в маленьком флигеле во дворе», - писал А. П. Чехов

В домике, где родился А. П. Чехов было три комнаты, а так же кухня и небольшая кладовая. Одну комнату сразу отдали под детскую, другая служила спальней родителям, третья совмещала в себе функции столовой, гостиной и рабочего кабинета Павла Егоровича.


После смерти писателя, улицу переименовали в Чехова, а в 1910 году, пятидесятилетию со дня рождения на стене дома появилась мемориальная доска, установленная по инициативе Е. М. Гаршина, брата известного писателя. Гаршин так же вышел с предложением – организовать в домике постоянный музей, выкупив его у хозяев – мещан. Решения о покупке пришлось ждать до 1916 года, но потом ещё четыре года дом сдавался для проживания частных лиц, хоть и числился на городском балансе как будущий музей.

Наконец в 1921 году над опустевшим флигелем взяли шефство два таганрогских учителя: Елена Фёдоровна Кузьменко и Фёдор Тимофеевич Губа. Поселившись в этом дворе летом 1921 года, Кузьменко с удивлением обнаружила висящую без всякого пригляда мемориальную доску и решила вырвать памятник из цепких лап обывательщины и постреволюционного запустения. Вдвоём, Кузьменко и Губа обмазали домик глиной, кое-что побелили-подкрасили и здание сразу приобрело более или менее пристойный вид. Узнав о задумке создать музей стали приходить во двор люди, чьи судьбы каким-то образом пересекались с семьёй Чехова. Принесли чудом сохранившийся табель с гимназическими отметками Чехова, его сочинения, картину написанную братом Николаем. Постепенно изготовили даже копию посудной утвари, чтобы заполнить пустой кухонный закуток.


В 1926 году возле дома впервые зацвели саженцы вишнёвых деревьев – так, на деньги горсовета, произвели оформление территории в подобающем случаю виде. Тогда же открылась первая экспозиция, повествующая о таганрогском периоде жизни Антона Павловича. Губа и Кузьмненко совмещали обязанности экскурсоводов и смотрителей. Пока всё происходило на общественных началах, но 1 сентября 1933 года, в период подготовки к празднованию 75-летия  со дня рождения А. П. Чехова вышло постановление об официальном открытии музея.

В 1935 году, когда в городе был создан Государственный литературный музей А. П. Чехова, экспозиция Домика-музея несколько изменилась. Тогда же здесь были осуществлены значительные работы по благоустройству усадьбы, посажен вишневый сад вокруг домика, разбиты клумбы, поставлена металлическая изгородь-решетка, установлен бюст А. П. Чехова работы местного скульптора Морозовой.

Началась война и город подвергся оккупации. Немцы забирали из Таганрога людей, сырьё и, разумеется, культурные ценности; расхватали из Краеведческого музея лучшие картины, но Домик не тронули. Губа сам спрятал экспонаты, способные привлечь нездоровое внимание и выхлопотал для своего учреждения охранную грамоту комендатуры, повесив её прямо на входных дверях. Причиной корректного, даже предупредительного отношения со стороны немцев, возможно было то, что первая жена Михаила Чехова и племянница О. Л. Книппер – Ольга Константиновна Чехова считалась чуть ли не первой кинодивой Германии.


После освобождения города, музей отремонтировали и вновь открыли для посетителей. Вновь, по воспоминаниям родных и знакомых Чехова модернизировали экспозицию, выставили ещё несколько принадлежавших писателю предметов, доведя их общее число до 16-ти. К 70-м годам музей принял современный облик. Он рассказывает не только о рождении и первых годах жизни великого таганрожца, но и воссоздаёт домашнюю атмосферу небогатой купеческой семьи юга России. Чего нельзя сказать о дворике, в котором расположен дом. Из-за чрезмерного рвения к «благоустройству», он полностью утратил свою  мемориальность.