Каменная лестница в Таганроге. Печать

Каменная лестница была построена в 1823 году и представляет редкий тип каменной лестницы к морю первой четверти 19 века.  

Значительные средства на ее строительство пожертвовал таганрогский грек-миллионер Герасим Депальдо. В своем духовном завещании от 31 декабря 1822 года он писал: "Предназначено построить спуск на биржу между домами придворного советника Ковалинского и грека Христо".

Выстроенная, по мнению современников, «в подражание мраморной афинской лестнице ведущей на Акрополь», депальдовская лестница сооружалась в качестве уже остро необходимого пешеходного спуска из центра города на территорию биржевого района, где располагались склады и магазины основных купеческих фамилий города. Предполагают, что автором проекта был тогдашний городской архитектор П. Македонский, а ходом работ, вместе с душеприказчиками Депальдо Христо и Ковалевским, руководил инженер Анисимов.

Строительство лестницы обошлось в 15 тысяч тогдашних рублей. Первоначально она имела 13 площадок и 189 (по другим данным 142) ступени из мягкого сарматского известняка (ракушечника). Длина лестницы 113 метров, ширина в верхней части 5,42 метра, в нижней – 7,12 метра. Явление перспективы позволяло видеть лестницу сверху вниз одинаковой ширины, что как бы делало море ближе к наблюдателю; снизу же лестница производила грандиозное впечатление, заметно сужаясь при подъёме на гору. Этот приём позднее был использован в Одессе при строительстве Потёмкинской лестницы в 1837 – 1841 годах.

Посетивший в 1825 году Таганрог издатель «Отечественных записок» П. Свиньин писал о новом для города сооружении: «Лестница идёт прямо на Греческую улицу и наверху её сделана площадка вроде открытой террасы. Невольно отдыхаешь здесь лишние полчаса, ибо вид на рейду, особливо ввечеру, когда возвращаются все каботажные лодки и замелькают огоньки в каютах ни с чем не сравним».

Естественно, ни один заезжий гость не мог теперь обойти лестницу стороной. В 1833 году, на судне гружёном апельсинами пришёл в Таганрог Джузеппе Гарибальди. Посещение было в обще-то случайным, никаких революционных планов на счёт нашего города у него не было, но уж раз прибыл, то лестницей надо полюбоваться. Что Гарибальди и делал в собственное удовольствие.

В том же 1833 году на верхней площадке лестницы были сооружены первые на юге России солнечные часы в виде восьмигранной тумбы с мраморным циферблатом. Не удивительно, что солнечные часы поставлены на Греческой улице: такие часы, под названием «гномон» (указатель тени) довольно распространены в Элладе. До революции к этим часам ежедневно подъезжал особый муниципальный кортеж для сверки времени на всех городских часах, вывешенных на улице (заметим, что таганрогское время, если его измерять строго по солнцу, будет на 25 минут отставать от московского из-за различия в долготе).

С каменной лестницей связан один из эпизодов защиты города Таганрога во время Крымской войны. На ее ступенях 22 мая 1855 года был разбит англо-французский десант казаками Донского 68-го полка под командованием хорунжего Ермолова.

Приморье, величавый восход солнца, которые хорошо наблюдались с лестницы, оставили незабываемый след в жизни и творчестве нашего земляка, поэта Н. Ф. Щербины, а художник Д. М. Синоди-Попов первым изобразил Каменную лестницу на своём полотне. Бывая в Таганроге и останавливаясь по соседству, в доме брата Ипполита, любил отдыхать на лестнице композитор П. И. Чайковский. Часто бывал на ней и Чехов, и в гимназические годы и в годы последующих приездов в Таганрог. Знаменитой лестнице, её солнечным часам посветил один из своих рассказов известный детский писатель И. Д. Василенко.

В ноябре 1879 года лестница была впервые озеленена. На площадках появились каменные скамьи для отдыха. Вообще за время своего существования Каменная лестница не раз меняла своё оформление. Варьировалось количество ступеней, возникли проблемы с точным соблюдением перспективы.

В 1934 году лестницу капитально переоборудовали в несколько помпезном стиле того времени. При реконструкции лестницы нарушили принцип соблюдения пространственной перспективы, заложенной первоначальным проектом: значительной разности размеров верхних и нижних ступеней лестницы по всей ее длине, - в результате чего, если смотреть сверху вниз,  лестница должна казаться одинаковой, а если снизу – сужаться вверх. Были установлены копии античных скульптур, и наши родные, неизменные «девушка с веслом» и «дискоболка». Всё это не слишком вязалось с остававшимися внизу мелкими заводиками, сараями, пыхтящей железной дорогой, к которой вплотную подступало море. Пляжа и набережной налево от лестницы не было в принципе! Впрочем, статуи быстро пришли в упадок и были убраны.

В 72-м, при новой реконструкции, их попытались заменить вазами для цветов и положили новые ступени из того же ракушечника. Долговечностью ракушечник не отличался, лестница скоро приобрела запустелый вид, покрылась буйными, не всегда достойно пахнущими зарослями. Сбоку неё хотели проложить канатный подъёмник-фуникулёр, но забросили эту идею на стадии подготовительных работ ввиду того, что склон грозил обрушиться и потащить за собой Домик Чайковского.

В 2006 году закончена последняя реставрация лестницы с заменой сарматского известняка на гранит. Сейчас в ней снова 188 или 189 ступеней, склоны очищены, чтобы не мешать обзору, обновлены солнечные часы и сверху вновь открывается прекрасный вид на море и набережную с памятником в честь трёхсотлетия Таганрога. Возможно – как многие считают, - она стала строже и торжественней, но начисто утратила историчность и мемориальность.