Преступный сговор. Печать
Опубликовал: Владимир Левендорский   
13.04.2015 00:00

Пару месяцев назад мы рассказывали Вам о довольно странном ответе министра культуры Ростовской области В.Резванова, в котором он пытался убедить нас в том, что министерство делает всё необходимое для защиты объекта культурного наследия регионального значения «Богатяновский источник».

Но нас этот ответ не убедил. Более того он вызвал у нас целый ряд новых вопросов, которые говорили об обратном: министерство не столько занимается защитой этого памятника истории Ростова-на-Дону, сколько покрывательством фирмы ЮИТ, этот памятник уничтожающих вот уже года три.

Но тогда мы не стали спешить с выводами, а направили наши вопросы в областной минкульт.

И вот недавно получили ответы. Если это можно так назвать (см. Приложение).

На большую часть – и самых главных, - вопросов мы вообще не получили никаких ответов. В министерстве сделали вид, что их «не расслышали».

Но начнём с вопросов, которые в министерстве «расслышали».

 Ещё в одном из самых первых писем минкульта сообщалось, что, оказывается, весь 2014г. некая организация вела «археологическое наблюдение» за Богатяновским источником. Но в чём заключалось это наблюдение, министерство сказать не может, потому что данная организация ничего о результатах своих наблюдений не сообщила. Возникает вопрос, а почему министерство не затребовало положенных отчетов, что оно в данном случае вполне могло и, даже, должно было сделать?

Но сейчас нам хоть сообщили, что это за организация, - ГАУК РО «Донское наследие». И теперь мы можем сами попытаться узнать, в чём заключалось это «археологическое наблюдение». Как пишет министерство, такое наблюдение должно осуществляться «методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия».  Да только никто никаких археологических раскопок в указанном месте ни в 2014г., ни раньше, ни сейчас не наблюдал и не наблюдает. Если только не предположить, что они осуществлялись с помощью экскаваторов, бульдозеров и установок для забивания свай.

В самом начале этого года областной минкульт утвердил охранные зоны Богатяновского источника. Да только из описания памятника вдруг исчезло сразу несколько его объектов. На наш вопрос: почему, на каком основании был урезан пообъектый состав памятника, - нам отвечают: да потому, что эти объекты «не сохранились до настоящего времени». Что значит, «не сохранились»? И до какого «нашего времени»?  Они были включены в пообъектное описание памятника, зафиксированное 411-м Постановлением. Никакие предусмотренные законом процедуры по изменению пообъектного состава памятника не проводились. Получается эти объекты после 1998г. – мы, даже, можем сказать точнее, в 2009-2010гг., когда ЮИТ начал «зачистку территории» памятника под своё строительство, - были просто уничтожены. Но вместо того чтобы поднять вопрос об ответственности за уничтожение памятников и необходимости их воссоздания, как этого требует закон, - министерство просто вычёркивает эти объекты из описания памятника. Очевидно, «идя навстречу пожеланиям» ЮИТа. Такие вот защитнички культурного наследия.

У нас ещё в конце прошлого года появились основания сомневаться в правомерности владения ЮИТом территории памятника, на которой он начал своё незаконное строительство. Но министерство нам отвечает: «Проверка законности владения земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, а также соблюдение установленных действующим законодательством процедур приватизации, сделок купли-продажи и т.д. объектов культурного наследия и земельных участков в границах территории объекта культурного наследия, не относится к полномочиям министерства культуры Ростовской области».

Между тем закон требует, чтобы покупка объектов культурного наследия осуществлялась через открытые конкурсы. И следить за этим (как и за прочими положениями законодательства о культурном наследии) должны соответствующие ведомства, в нашем случае областной минкульт. Таким образом, наше областное министерство культуры просто признаёт, что не выполняет возложенных на неё функций по защите культурного наследия.

Если наш минкульт «не в курсе» ситуации с владельцами памятников, как они могут тогда осуществлять такие основополагающие мероприятия по защите объектов культурного наследия, как составление паспортов объектов культурного наследия, заключении охранных обязательств и пр., при составлении которых требуется знание о том, кто является собственником объекта культурного наследия. Или они берут эти данные «от фонаря»? Не удивительно, что у нас в области нарастает лавина уничтожения памятников истории и культуры. А ответственных за этот вандализм найти невозможно.

Не удивительно и то, что на наши вопросы, существует ли на Богатяновский источник паспорт объекта культурного наследия, и составлено ли на этот памятник и подписано ЮИТом охранное обязательство, - мы на эти вопросы от министерства культуры не получили.

Как не получили ответа на вопрос, на основании чего составлялся тот, вроде бы подписанный ЮИТом, раздел проекта, в котором предусматриваются меры по защите Богатяновского источника. Такой раздел может быть составлен, когда чётко определены предметы охраны памятника. Эти предметы охраны фиксируются в указанных выше документах: паспорте объекта культурного наследия и охранном обязательстве. Причём в данном случае – когда речь идёт среди прочего и о памятнике археологии, - эти предметы охраны могут быть определены только по результатам проведения археологических исследований. Но ничего об археологических исследованиях, их результатах, охранном обязательстве и паспорте объекта культурного наследия никому не ничего не известно. И на все наши вопросы на этот счёт наше областное министерство культуры предпочло промолчать. И чего тогда стоит тот некий раздел, который подписали минкульт и ЮИТ? Да ничего! Это «филькина грамота», которая призвана прикрыть вандализм ЮИТа!

Но есть ещё более наглые и вопиющие нарушения закона, которые позволяет наш минкульт.

Во-первых, они вообще не должны были принимать к рассмотрению проект ЮИТа даже с тем вроде бы как бы разделом, который вроде бы как бы должен защитить Богатяновский источник. Потому что проектом предполагается сооружение в два с лишним раза превышающего допустимую охранными зонами Ростова этажность для данного района. Но таки мелочи наш минкульт давно уже не останавливают. Там штампуют разрешении на «отклонения от допустимых параметров».

Есть более существенный момент.

Как мы уже писали выше, в самом начале года областное министерство культуры наконец-таки утвердило охранные зоны «Памятного места «Богатый источник», связанное с историей Ростовского водопровода». Этому можно было только порадоваться. Если бы не одна странность этого документа. Среди запрещённых видов работ в охранных зонах памятника почему-то совсем не упоминается запрет на любой капитальное строительство. Между тем в законе «Об объектах культурного наследия» это требование – запрет на капитальное строительство, - идёт самым первым, как очевидно самое главное. Процитируем нчало 51-й статьи этого закона: «на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия».

Получается, что наше областное министерство культуры просто решило не выполнять требование федерального закона, как очевидно, «не уместное» в данном случае. Почему «не уместное»? Потому что выполнение этого требования ставить жирный и окончательный крест на попытках построить на территории Богатяновского источника какого-либо офисно-жилого комплекса или иного объекта капитального строительства. А это, очевидно совсем, не входит в планы ЮИТа, которому с таким рвением наш областной минкульт покровительствует.


Таким образом, мы видим, что областное министерство культуры грубейшим образом нарушило с полдюжины требований законодательства о культурном наследии. И это не какой-то там наглый и жадный «инвестор», и даже не ростовская горадминистрация, принципиально не желающая ничего знать и слышать об этом законодательстве. Речь идёт об органе власти, на который и возложена обязанность контроля за соблюдением законодательства о культурном наследии.

Когда мы публиковали наше обращение к Губернаторы Ростовской области, мы ещё сомневались, чем вызванная эта странная невнятная позиция нашего минкульута, по сути поощряющая вандализм ЮИТа. То ли непрофессионализмом сотрудников министерства, то ли откровенным сговором с вандалами.

Теперь никаких сомнений нет – областное министерство культуры покрывает и прикрывает тех, кто уничтожает культурное наследие нашего города. Делает это сознательно, идя на грубейшие нарушения законов, за исполнением которых оно, вроде бы, должно следить.

Так что Министерством культуры Ростовской области для нас «всё ясно».

Не ясно пока, этот союз «защитничков» культурного наследия и их разрушителей, - «личная инициатива» министерства. Или это позиция, поддерживаемая, как говорится, «в высших эшелонах» донских властей?

Между тем, с началом весны вандально-разрушительные работы на Богатяновском источнике активизировались. Уже не только заготавливаются и забиваются бетонные сваи. Но уже начато возведение стен. Что и сейчас горадминистрация и областной минкульт «выходом на место» не обнаружат никаких следов строительных работ? И как обстоят дела с «археологическими наблюдениями»? очевидно, идут так же активно, как и в 2014г.?

 

 
 


Так что сбор подписей под обращением к Губернатору продолжается –

https://www.change.org/p/губернатору-ростовской-области-в-ю-голубеву-спасите-богатяновский-источник

И мы ждём ответа. На чьей он стороне?

 


 Приложение

 

Министерство культуры Ростовской области, рассмотрев Ваше обращение, от 05.03.2015 б/н, сообщает.

По вопросу об археологическом наблюдении, сообщаем, что в соответствии с п. 7 ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) пародов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), одним из видов археологических полевых работ является археологическое наблюдение -проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

По вопросу археологической организации, проводившей наблюдение, сообщаем, археологическое наблюдение осуществляется специалистами ГАУК РО «Донское наследие».

По вопросу о мероприятиях по сохранению объекта археологического наследия сообщаем, что указанные мероприятия разрабатываются на основании действующих норм законодательства об охране объектов культурного наследия, а также Положения о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составления научной отчетной документации, утвержденной постановлением Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 30.01.2013 № 17.

В соответствии с постановлением Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 09.10.1998 № 411 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры г. Ростова-на-Дону и мерах по их охране» (в редакции постановления правительства Ростовской области от 27.01.2010 № 14), объектом культурного наследия являлось: «Памятное место «Богатый источник», связанное с основанием г. Ростова-па-Дону: ротонда над «Богатым источником».

Постановлением Правительства Ростовской области от 27.11.2014 № 795, в результате историко-архивных исследований были внесены изменения в наименование указанного выше объекта культурного наследия, было уточнено наименование объекта культурного наследия: «Памятное место «Богатый источник», связанное с историей Ростовского водопровода» (далее - объект культурного наследия).

В результате указанных изменений, стало возможным, наряду со стоящей ранее на государственной охране ротондой над «Богатым источником», в предмет охраны объекта культурного наследия включить все сохранившиеся в настоящее время объекты, связанные с историей Ростовского водопровода.

Не сохранившиеся до настоящего времени объекты, такие как «Караулка» и надстройка над накопительными бассейнами, либо ошибочно присвоенное объектам назначение («Насосная станция») не были включены в предмет охраны объекта культурного наследия.

При оформлении в установленном законом порядке документов на приобретение в собственность земельных участков, наличие на данном земельном участке территории объекта культурного наследия, влияет только на ограничение действий владельца земельного участка в границах территории объекта культурного наследия.

Проверка законности владения земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, а также соблюдение установленных действующим законодательством процедур приватизации, сделок купли-продажи и т.д. объектов культурного наследия и земельных участков в границах территории объекта культурного наследия, не относится к полномочиям министерства культуры Ростовской области.

В соответствии с п. 7 ст. 3.1 Федерального закона № 73 - ФЗ сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости.

 

Заместитель министра                             Т.П.Субботин