«Мутят воду»? |
Опубликовал: Владимир Левендорский | |||||
01.02.2013 00:00 | |||||
Страница 1 из 3 Многие ростовчане, интересующиеся историей родного города, обратили внимание на то, что с прошлого года всем известный Доходный дом Кисина на Московской, 72 в списках охраняемых объектов культурного наследия стал именоваться «Доходный дом наследников В.Р. Максимова». Как правильно наименовать памятник? – Это всегда вопрос спорный и достаточно условный (хотя тоже при определённых обстоятельствах может сыграть существенную роль в его сохранении): одни полагают, что памятник должен носить имя того, кто заказал проект здания и начал его строить, другие – первого (первых) владельца (владельцев) здания, другие – последних… Мы сейчас не будем обсуждать эту проблему. Нас сейчас больше волнует другой вопрос. Вопрос с изменением адреса памятника. Раньше он имел конкретный адрес: ул.Московская, 72. Теперь же он значится под каким-то невнятным адресом: ул. Московская, 72/27/71, пер. Газетный, ул. Станиславского, литер А. Мы попросили разъяснить эти изменения областное министерство культуры. Из полученного ответа (см. Приложение 1) мы поняли, что теперь под этим общим адресом и общим же названием скрываются как минимум три здания: региональный памятник Дом Кисина, выявленный памятник Типография Гордона и обычное здание, на объект культурного наследия не претендующие. Мы посмотрели ставшую недавно открытой кадастровую схему Ростова-на-Дону и убедились, что сразу несколько отдельных зданий числятся в одном кадастровом участке (см. Приложение 2) Понятно, когда здание, реально выходящее своими фасадами на три (а то и все четыре) улицы (например, всем известный административные здания на пл.Советов), получают такие тройные и учетверённые адреса. Но почему в один кадастровый участок и в один адрес объединяют совершенно независимые здания? Официального ответа на этот вопрос мы вряд ли получим. Хотя свои догадки на этот счёт у нас есть. И примеры. К чему реально приводит такое манипулирование адресами и кадастровыми участками: то один памятник разделят на два адреса и участка, то, наоборот, два объединят в один… С чего началось уничтожение Дома Даниловой на Пушкинской? Да с того, что единый памятник был разделён на два адреса и разбит на два кадастровых участка. И в ходе этих манипуляций для второй половины памятника исчезло «обременение» (т.е. в новых регистрационных документах не было указано, что здание является объектом культурного наследия). Год с небольшим назад под предлогом пожара был стёрт с лица земли региональный памятник, который несколько десятилетий все знали как Дом Антимонова (Темерницкая, 64). Незадолго до этого события его тоже переименовали, изменили адрес и включили в один кадастровый участок с другим памятником архитектуры – домом Файвушевичей (Московская, 69). И сейчас, хотя после наших долгих усилий и Администрация Ростова-на-Дону и областное министерство культуры формально признали обязанность воссоздать памятник, выходящий фасадами на Темерницкую (другой вопрос: как и когда это будет сделано? – будем внимательно отслеживать решение этого вопроса), то относительно памятника, фасад которого выходил на Московскую, у всех теперь один ответ: не было по этому адресу никакого памятника, а потому и воссоздавать там нечего. Поэтому и в данном случае мы очень беспокоимся, что вдруг опять что-нибудь «загорится», да хотя бы в той угловой халупе «не памятнике», и под этим предлогом… У Дома Кисина ещё есть шансы сохранить хотя бы фасад, а вот типографию Гордона снесут и скажут «так и було».
|