Снести старые здания было бы проще и дешевле. Но не все измеряется деньгами в моменте |
19.04.2024 00:00 | ||||||
Страница 1 из 4 Бизнесмены боятся покупать здания – объекты культурного наследия. Они уверены: приспособить их к своим задачам сложно, даже невозможно. Архитектор Юлия Удалова объяснила, почему ОКН — это нестрашно. В течение 10 лет руководитель «Мастерской архитектурно-строительных концепций» архитектор Юлия Удалова специализируется на реставрации и приспособлении объектов культурного наследия (ОКН) к современному использованию. 18 апреля — Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия). В его преддверии эксперт рассказала DK.RU, почему считает, что ОКН — это нестрашно, и дала рекомендации по работе с такими зданиями. Как получилось, что вы начали специализироваться на объектах культурного наследия? — В УрГАХУ я училась на Кафедре теории и истории архитектуры и искусств, писала диплом об архитектуре авангарда. После окончания вуза мне достался объект, расположенный в памятнике архитектуры. В конце 90-х законодательство в части ОКН пребывало в плачевном состоянии. Однако профессионально-искусствоведчески я была немного в теме, поэтому пошла по пути исследования объекта, не ограничившись простой перепланировкой. Я попала в исследовательскую среду, в научно-производственный центр по охране памятников, занимавшийся согласованием проектной документации. В тот момент работа с ОКН не стала моей специализацией, это произошло постепенно: ко мне начали обращаться коллеги, а в 2014 г. давние заказчики предложили подхватить проект «Главного проспекта». Мы заканчивали его вместе с коллегами-реставраторами, внесли серьезные изменения на этапе строительства, по сути, предложив новое видение.
Центр искусств «Главный проспект», Ленина, 8. С этого момента я сфокусировалась на реставрации и приспособлении объектов культурного наследия для современного использования. Здание на Ленина, 8 до реставрации ... и после
Почему вы выбрали эту нишу? — Это интересно, это захватывает. Мне со времен вуза нравилось заниматься исследовательской работой. Кроме того, связанные с ОКН ограничения, на мой взгляд, позволяют архитектору генерировать идеи, придумывать новые формы, новое содержание, новые возможности. Наверное, «в чистом поле» работать проще, но это не столь увлекательно. Обладание историческим зданием можно сравнить с обладанием раритетным авто. С одной стороны, это обуза и дополнительные расходы, как минимум, в период проектирования. С другой, ты извлекаешь из этого что-то важное — то, что не сводится к материальным дивидендам. Мне хочется, чтобы как можно больше людей, бизнесменов это понимали, чтобы такие объекты продолжали жить. |