Софронов Анатолий Владимирович - с.2 |
18.01.2011 15:19 | |||||||
Страница 2 из 5 Написал тексты песен к кинофильмам «Беспокойное хозяйство» (в том числе «Сирень-черёмуха», музыка Ю. Милютина), «Машина 22-12 (Счастливый рейс)» (в том числе «Здравствуй, столица», «Еду, еду я по свету», музыка С. Каца), «Смелые люди», а также песни «Через мост (Шёл казак на побывку домой...») (музыка М. Фрадкина), «От Волги до Дона», «Замела метель дороги» (музыка С. Заславского), «Дон мой» (музыка М. Табачникова), «Дай руку, товарищ далёкий», «Да здравствует юность», «От Краснопресненской заставы», «Заздравная», «Калина», «Мы с тобой полсвета исходили» (музыка С. Каца), «При долине куст калины» (музыка А. Новикова), «Стелется лентой дорога» (музыка М. Блантера), «Антоновки висят» (музыка Л. Бакалова), «По-за Днепром» и другие. Из послевоенных стихов выделяются «Лаз», «Весна на юге», «Южане с серыми глазами...», циклы стихов о Каме и Волге («Плотогон», «Землечерпалка», «В старом затоне» и другие). Выпускает сборники стихов «Казачья весна» (1946), «Стихи военных лет» (1947), «Перед знаменем» (1948), «Современники» (1948), «Стихи и песни» (1950). С 1953 году был назначен главным редактором журнала «Огонёк», возглавляя журнал без малого 33 года. При Софронове в журнале развивался стиль, окончательно сформировавшуюся при предыдущем главном редакторе – Алексее Суркове: портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда), рассказ и стихи в каждом номере, иногда — детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды, имеющие декоративный характер, а также так называемая «вкладка», где публиковались цветные репродукции произведений русской и мировой классики, советских художников, работавших в стиле социалистического реализма. Особой заслугой Софронова стал активный выпуск литературных приложений к «Огоньку», его знаменитой «Библиотечки», в которой печатаются рассказы и очерки, лучшие статьи и стихи, — и ставших важнейшей составной частью чтения самой читающей в мире страны. В «Огоньке» печатались репортажи Виктора Шкловского, стихи Евгения Евтушенко, очерки Владимира Солоухина, тянувшаяся из номера в номер полемика о причинах смерти Владимира Маяковского. Большой популярностью пользовался шахматный отдел «Огонька». Несмотря на официозную направленность, в журнале зачастую печатались острополемичные материалы неугодных властям людей: статьи Михаила Лобанова, репродукции картин И. Глазунова. Публикует пьесы «Сердце не прощает» (1953), «Деньги» (1954), «Человек в отставке» (1957), «Миллион за улыбку» (1959), «Стряпуха» (1959), «Обручальное кольцо (1960) «Стряпуха замужем» (1961), «Берегите живых сыновей» (1963), «Судьба — индейка» (1963), «Павлина» (1964), «Дети мои, дети...» (1969), «Цемесская бухта» («Девятый вал»), «Наследство» (1970), «Покоя не будет» (1971), «Ураган» (1972), «Старым казачьим способом» (1974), «Песня жизни» (1975), «Стряпуха-бабушка» (1978), «Катаракта» (1983), «Взятки не гладки» (1985). Создаёт образы как людей умственного труда и партийных работников, так и простых тружеников из казачьих колхозов родных ему Дона и Кубани. Несмотря на излишнюю прямолинейность, лучшие его пьесы отличают яркие характеры и подлинный лиризм. Наибольшую известность получили «Московский характер» (театр им. Моссовета, 1948, постановка Ю. Завадского), «Карьера Бекетова» (Ленинградский театр Комедии, 1949, постановка Н. Акимова), «Сердце не прощает» (МХАТ, 1954, постановка С. Блинникова), «Деньги» (Малый театр, 1956, постановка Б. Бабочкина), «Стряпуха» и «Стряпуха замужем» (театр им. Евг. Вахтангова, 1959 и 1961, постановка Р. Симонова), «Миллион за улыбку» (театр им. Моссовета, 1959, постановка И. Анисимовой-Вульф), «Ураган» (Ленинградский театр драмы им. Пушкина, 1975, постановка А. Бирюкова; Малый театр, 1976). По пьесам Софронова были поставлены фильмы «Сердце не прощает», «Стряпуха», «Расплата», «Летние сны», «Ураган», «Наследство», телеспектакли «Старым казачьим способом», «Операция на сердце», «Миллион за улыбку», С. Заславским написана оперетта «Милый, странный доктор» (1974), Г. Пономаренко – «Старым казачьим способом (1980). Многие песни из пьес Софронова и кинофильмов по его сценариям приобрели известность. Среди них «Склонилась ивушка», «Запели песни, заиграли...», «Я простился с тобою, садочек» (музыка Б. Мокроусова), «Курская дуга», «Любовь, как лодочка...» (музыка С. Заславского), «Где б я ни был вдали», «Белый цвет» (музыка Ю. Левитина), «Двух жизней нет» (музыка Т. Хренникова), «Где-то ветер стучит» (музыка Г. Пономаренко). |