Здание ростовской конторы Государственного банка

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Дом Черновой
Особняк М.Н. Черновой был построен в 1899 г. на углу Большой Садовой улицы и Никольского переулка (ныне пер. Халтуринский), предположительно по проекту архитектора Н.А. Дорошенко.

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Здание ростовской конторы Государственного банка PDF Печать E-mail
Опубликовал: Черницына В.А.   
Индекс материала
Здание ростовской конторы Государственного банка
с.2
с.3
Все страницы

(г.Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 22 а)

Здание возводилось на месте разобранного старого строения банка, которое уже не удовлетворяло его правление.

Главный фасад банка обращен на пр. Соколова (бывший Сред­ний проспект), южный - на ул. Социалистическую (бывшая Нико­лаевская), северный фасад формирует облик центральной улицы города - Большой Садовой.

Строительство здания началось в 1913 г. по проекту академика архитектуры М.М. Перетятковича. Расчет купола выполнил про­фессор института гражданских инженеров П.И. Дмитриев. Скульп­турный декор фасадов и оформление интерьеров центрального опера­ционного зала были выполнены архитектором Л.А. Дитрихом, в реше­нии остальных интерьеров участвовала архитектор Л.Н. Флсрина.

Надзор за строительством вел гражданский инженер П.А. Тарачков, техником-консультантом был инженер А.П. Бутков.

Завершилось возведение здания в 1917 г. В этот год в ансамбль застройки банка вошла архитектурно-скульптурная композиция, расположенная по оси главного фасада, включающая фонтан, лестницы и балюстрады, скульптуры львов, расположенные на подиу­мах (авторы: архитектор Л.А. Дитрих и скульптор К. Вейде). Она находилась на противоположной стороне пр. Соколова (быв. Средний проспект), на границе северо-восточной части Ново-базар­ной площади (ныне площадь Советов), строго по оси центрального входа в банк.

В 1920-е гг. здание Госбанка было национализировано. В конце 1920-х годов по ул. Социалистической было достроено по автор­скому проекту юго-восточное крыло здания для квартир служа­щих банка.

 


Здание банка оказалось единственным уцелевшим из всего архитектурного ансамбля площади Советов в годы Великой Отечественной войны.

 


Утраты в 1920-е годы претерпела только геральдическая композиция на аттике, где двуглавый орел был заменен гербом СССР. В 1994 году в ходе реставрации фасада здания Госбанка геральдическую композицию восстановили в изначальном виде, на аттик возвратили надпись, выполненную по правилам дореволюционной орфографии.

 

В композиции и оформлении фасадов использованы приемы и декор, характерные для неоклассики.

Облик фасадов определяет ритм оконных проемов. Симметрич­ные композиции парадных фасадов по пр. Соколова, ул. Б. Садовой и Социалистической подчеркивает укрупненный масштаб чле­нений: 1-й цокольный этаж здания глубокой рустовкой, 2-й и 3-й-рядами гигантских пилястр и колонн тосканского ордера. Окна 1-го этажа фасадов оформлены люнетами, 2-го этажа - декоративными замками.

На главном фасаде центральный объем здания выделен ризали­том с колоннадой, увенчанной антаблементом с декоративным фри­зом. Ризалит завершен невысоким аттиком, украшенным скульп­турной группой. Композиция включает полулежащие фигуры Це­реры (покровительницы злаков и урожая), с жезлом в руке, атрибу­том плодородия и Меркурия - бога торговли и покровителя путешественников. Композиционным центром является скульптур­ное изображение двуглавого орла, - герба Российской Империи, обрамленного хоругвиями и знаменами. За ризалитом централь­ный объем здания увенчан куполом на четверике с фронтонами, имеющими арочные окна.

Архитектурно-художественный облик здания дополняет лепной и штукатурный декор в стиле ампир. Парадные входы обрамлены широкими наличниками, в верхней части - прямоугольными санд­риками и декоративными замками. Окна над входами выделены узкими наличниками, треугольными сандриками на декоративных кронштейнах и замковыми камнями; в нижней части - рядом баля­син. Такие же балясины размещены между пьедесталами централь­ной колоннады. Люнеты над окнами 1-го этажа и метопы фриза украшены горельефными геральдическими композициями с атри­бутикой Меркурия. Боковые части главного фасада оформлены рит­мом пилястр с узким простым карнизом.

На фасаде по ул. Б. Садовой главный вход акцентирован цент­ральной раскреповкой, увенчанной аттиком с арочным окном. Рас­креповка выделена пилястрами, пьедесталы которых объединены рядами балясин. Аналогично оформлены крайние проемы фасада. Штукатурный декор центрального входа повторяет декор входов на главном фасаде. Въезд во двор и вспомогательный вход выде­лены полуциркульными проемами.

По ул. Социалистической входы расположены на боковых час­тях фасада. Симметричная композиция фасада подчеркнута цент­ральной раскреповкой с аттиком (аналогично аттику по ул. Б. Са­довая). Верхние этажи выделены рядом пилястр, окна 2-го этажа -декоративными люнетами и декоративными камнями; пьедесталы пилястр объединены ритмом балясин. Полуциркульные проемы вхо­дов обрамлены наличниками. Декоративные люнеты над окнами первого этажа украшены геральдическими композициями.

 

Фасад пристройки 1920-х гг. по ул. Социалистической повто­ряет масштаб здания и элементы декора парадных фасадов. Декор дворовых фасадов составляют антаблемент, тяги, пилястры, люнеты, арочные ниши с балконами.

Композиционным ядром планов трех этажей является операци­онный зал с обходной галереей в уровне 3-го этажа, к которому примыкают рекреационные помещения и лестничные клетки. В планировке боковых крыльев преобладает коридорная система с двухсторонним расположением кабинетов, залов и вспомогатель­ных помещений. Планировка подвала определена расположением продольных и поперечных несущих стен.

В настоящее время частично сохранились интерьеры парадных вестибюлей, лестничного холла, двухсветного операционного зала и примыкающих к нему рекреационных помещений. Ведущим ком­позиционным элементом вестибюлей являются центральные одно-маршевые мраморные лестницы. Степы вестибюлей и лестничного холла расчленены пилястрами тосканского ордера; падуги - антаб­лементом, состоящим из архитрава, фриза с триглифами и карниза. Входы в вестибюли оборудованы остекленными тамбурами. Двери вестибюлей - деревянные, остекленные. Ограждение парадной лес­тницы состоит из тумб, расположенных на лестничных площадках и литых секций волютообразного орнамента на стойках. Огражде­ния других лестниц - металлические простого геометрического ор­намента. Ступени бетонные с мозаичным покрытием. Покрытие лестничных площадок - метлахская плитка.

Пилястры в вестибюлях, в лестничном холле, в рекреационных помещениях 2-го и 3-го этажей облицованы искусственным мрамо­ром. В рекреационных помещениях 2-го этажа падуги обрамлены карнизом с модульонами; венчающая часть столбов - лепным по­ясом из акантовых листьев. Декорировку этих помещений на 3-ем этаже составляют кессонированный потолок и пояса иоников в венчающей части столбов и стен.

Центричность двухсветного операционного зала подчеркивает­ся его декоративным оформлением. В простенках размещены ги­гантские в два этажа пилястры ионического ордера с широким ан­таблементом, на который визуально опираются подпружные арки, несущие купол. По периметру зала, в уровне 3-го этажа расположе­на обходная галерея, огражденная деревянной балюстрадой. Два парадных полуциркульных входа по торцам зала оформлены пиля­страми и архивольтами с замковым камнем, украшенным маской Гермеса. Над архивольтами размещены барельефные изображения античных богинь с рогами изобилия. Опорные столбы галереи и пилястры облицованы искусственным мрамором. Венчающие части столбов декорированы акантовыми листьями. Консоли обходной галереи по продольным стенам украшены модульонами и масками атлантов. Арочные окна в подпружных арках обрамлены архиволь­тами и подоконными тягами.

На продольных стенах под арочными окнами размещены четы­ре пилястры. Центральное поле стены между пилястрами заполне­но картушем с лепной эмблемой и гирляндами. Под арочными ок­нами торцовых стен размещены гирлянды, в круглой нише по оси проема - эмблема.

Плоскости подпружных арок украшены барельефной вставкой на мифологические сюжеты, картушами с орнаментом, включаю­щим даты строительства здания и поясами растительного орнамен­та. Замок купола акцентируется вставкой и поясом зодиака; у ос­нования - оформлен фризом растительного орнамента.

В кабинетах и коридорах сохранились фрагменты штукатурных карнизов и лепных плафонов.

В 2011-2014гг. проведена полномасштабная реставрация здания.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

tuc-e.jpg