Здание ростовской конторы Государственного банка

Вернуть памятник

Я поддерживаю требование отобрать памятник культурно-исторического наследия «Дом Максимова» у его недобросовестных владельцев, не выполнивших подписанных охранных обязательств.




Ваш комментарий


Голосования

В каком здании должен располагаться Музей Рстова-на-Дону
 

Рассказы о памятниках

Церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженский храм) в хуторе Астахове

Церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженский храм) в хуторе Астахове Каменской станицы

(Ростовская область Каменский район х. Астахов ул. Советская,36а).

Официально

Призвать к ответу

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....

Глава Елизаветинского сельского поселения незаконно присвоил земли объекта общенационального достояния

По данным областной прокуратуры, превысив свои полномочия, глава Елизаветинского сельского поселения личн...
Баннер
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Здание ростовской конторы Государственного банка PDF Печать E-mail
Опубликовал: Черницына В.А.   
Индекс материала
Здание ростовской конторы Государственного банка
с.2
с.3
Все страницы

(г.Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 22 а)

Здание возводилось на месте разобранного старого строения банка, которое уже не удовлетворяло его правление.

Главный фасад банка обращен на пр. Соколова (бывший Сред­ний проспект), южный - на ул. Социалистическую (бывшая Нико­лаевская), северный фасад формирует облик центральной улицы города - Большой Садовой.

Строительство здания началось в 1913 г. по проекту академика архитектуры М.М. Перетятковича. Расчет купола выполнил про­фессор института гражданских инженеров П.И. Дмитриев. Скульп­турный декор фасадов и оформление интерьеров центрального опера­ционного зала были выполнены архитектором Л.А. Дитрихом, в реше­нии остальных интерьеров участвовала архитектор Л.Н. Флсрина.

Надзор за строительством вел гражданский инженер П.А. Тарачков, техником-консультантом был инженер А.П. Бутков.

Завершилось возведение здания в 1917 г. В этот год в ансамбль застройки банка вошла архитектурно-скульптурная композиция, расположенная по оси главного фасада, включающая фонтан, лестницы и балюстрады, скульптуры львов, расположенные на подиу­мах (авторы: архитектор Л.А. Дитрих и скульптор К. Вейде). Она находилась на противоположной стороне пр. Соколова (быв. Средний проспект), на границе северо-восточной части Ново-базар­ной площади (ныне площадь Советов), строго по оси центрального входа в банк.

В 1920-е гг. здание Госбанка было национализировано. В конце 1920-х годов по ул. Социалистической было достроено по автор­скому проекту юго-восточное крыло здания для квартир служа­щих банка.

 


Здание банка оказалось единственным уцелевшим из всего архитектурного ансамбля площади Советов в годы Великой Отечественной войны.

 


Утраты в 1920-е годы претерпела только геральдическая композиция на аттике, где двуглавый орел был заменен гербом СССР. В 1994 году в ходе реставрации фасада здания Госбанка геральдическую композицию восстановили в изначальном виде, на аттик возвратили надпись, выполненную по правилам дореволюционной орфографии.

 

В композиции и оформлении фасадов использованы приемы и декор, характерные для неоклассики.

Облик фасадов определяет ритм оконных проемов. Симметрич­ные композиции парадных фасадов по пр. Соколова, ул. Б. Садовой и Социалистической подчеркивает укрупненный масштаб чле­нений: 1-й цокольный этаж здания глубокой рустовкой, 2-й и 3-й-рядами гигантских пилястр и колонн тосканского ордера. Окна 1-го этажа фасадов оформлены люнетами, 2-го этажа - декоративными замками.

На главном фасаде центральный объем здания выделен ризали­том с колоннадой, увенчанной антаблементом с декоративным фри­зом. Ризалит завершен невысоким аттиком, украшенным скульп­турной группой. Композиция включает полулежащие фигуры Це­реры (покровительницы злаков и урожая), с жезлом в руке, атрибу­том плодородия и Меркурия - бога торговли и покровителя путешественников. Композиционным центром является скульптур­ное изображение двуглавого орла, - герба Российской Империи, обрамленного хоругвиями и знаменами. За ризалитом централь­ный объем здания увенчан куполом на четверике с фронтонами, имеющими арочные окна.

Архитектурно-художественный облик здания дополняет лепной и штукатурный декор в стиле ампир. Парадные входы обрамлены широкими наличниками, в верхней части - прямоугольными санд­риками и декоративными замками. Окна над входами выделены узкими наличниками, треугольными сандриками на декоративных кронштейнах и замковыми камнями; в нижней части - рядом баля­син. Такие же балясины размещены между пьедесталами централь­ной колоннады. Люнеты над окнами 1-го этажа и метопы фриза украшены горельефными геральдическими композициями с атри­бутикой Меркурия. Боковые части главного фасада оформлены рит­мом пилястр с узким простым карнизом.

На фасаде по ул. Б. Садовой главный вход акцентирован цент­ральной раскреповкой, увенчанной аттиком с арочным окном. Рас­креповка выделена пилястрами, пьедесталы которых объединены рядами балясин. Аналогично оформлены крайние проемы фасада. Штукатурный декор центрального входа повторяет декор входов на главном фасаде. Въезд во двор и вспомогательный вход выде­лены полуциркульными проемами.

По ул. Социалистической входы расположены на боковых час­тях фасада. Симметричная композиция фасада подчеркнута цент­ральной раскреповкой с аттиком (аналогично аттику по ул. Б. Са­довая). Верхние этажи выделены рядом пилястр, окна 2-го этажа -декоративными люнетами и декоративными камнями; пьедесталы пилястр объединены ритмом балясин. Полуциркульные проемы вхо­дов обрамлены наличниками. Декоративные люнеты над окнами первого этажа украшены геральдическими композициями.

 

Фасад пристройки 1920-х гг. по ул. Социалистической повто­ряет масштаб здания и элементы декора парадных фасадов. Декор дворовых фасадов составляют антаблемент, тяги, пилястры, люнеты, арочные ниши с балконами.

Композиционным ядром планов трех этажей является операци­онный зал с обходной галереей в уровне 3-го этажа, к которому примыкают рекреационные помещения и лестничные клетки. В планировке боковых крыльев преобладает коридорная система с двухсторонним расположением кабинетов, залов и вспомогатель­ных помещений. Планировка подвала определена расположением продольных и поперечных несущих стен.

В настоящее время частично сохранились интерьеры парадных вестибюлей, лестничного холла, двухсветного операционного зала и примыкающих к нему рекреационных помещений. Ведущим ком­позиционным элементом вестибюлей являются центральные одно-маршевые мраморные лестницы. Степы вестибюлей и лестничного холла расчленены пилястрами тосканского ордера; падуги - антаб­лементом, состоящим из архитрава, фриза с триглифами и карниза. Входы в вестибюли оборудованы остекленными тамбурами. Двери вестибюлей - деревянные, остекленные. Ограждение парадной лес­тницы состоит из тумб, расположенных на лестничных площадках и литых секций волютообразного орнамента на стойках. Огражде­ния других лестниц - металлические простого геометрического ор­намента. Ступени бетонные с мозаичным покрытием. Покрытие лестничных площадок - метлахская плитка.

Пилястры в вестибюлях, в лестничном холле, в рекреационных помещениях 2-го и 3-го этажей облицованы искусственным мрамо­ром. В рекреационных помещениях 2-го этажа падуги обрамлены карнизом с модульонами; венчающая часть столбов - лепным по­ясом из акантовых листьев. Декорировку этих помещений на 3-ем этаже составляют кессонированный потолок и пояса иоников в венчающей части столбов и стен.

Центричность двухсветного операционного зала подчеркивает­ся его декоративным оформлением. В простенках размещены ги­гантские в два этажа пилястры ионического ордера с широким ан­таблементом, на который визуально опираются подпружные арки, несущие купол. По периметру зала, в уровне 3-го этажа расположе­на обходная галерея, огражденная деревянной балюстрадой. Два парадных полуциркульных входа по торцам зала оформлены пиля­страми и архивольтами с замковым камнем, украшенным маской Гермеса. Над архивольтами размещены барельефные изображения античных богинь с рогами изобилия. Опорные столбы галереи и пилястры облицованы искусственным мрамором. Венчающие части столбов декорированы акантовыми листьями. Консоли обходной галереи по продольным стенам украшены модульонами и масками атлантов. Арочные окна в подпружных арках обрамлены архиволь­тами и подоконными тягами.

На продольных стенах под арочными окнами размещены четы­ре пилястры. Центральное поле стены между пилястрами заполне­но картушем с лепной эмблемой и гирляндами. Под арочными ок­нами торцовых стен размещены гирлянды, в круглой нише по оси проема - эмблема.

Плоскости подпружных арок украшены барельефной вставкой на мифологические сюжеты, картушами с орнаментом, включаю­щим даты строительства здания и поясами растительного орнамен­та. Замок купола акцентируется вставкой и поясом зодиака; у ос­нования - оформлен фризом растительного орнамента.

В кабинетах и коридорах сохранились фрагменты штукатурных карнизов и лепных плафонов.

В 2011-2014гг. проведена полномасштабная реставрация здания.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

dedih1.jpg