Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития |
Страница 1 из 19 П Р О Е К Т
Экспериментальная версия Ежегодного доклада
Москва, 2009
Содержание Введение Цели и задачи доклада Основные понятия I. Правовое обеспечение государственной охраны, сохранения, использования культурного наследия Базовые принципы сохранения культурного наследия, их правовая и нормативная обеспеченность Правовое обеспечение Музейного фонда Российской Федерации Правовое обеспечение Архивного фонда Российской Федерации Правовое обеспечение Национального библиотечного фонда II. Состав и объемы культурного наследия Структура материального культурного наследия Состав и организационные проблемы музейного фонда Российской Федерации Этнографические коллекции как составляющая историко-культурного наследия России Структура Архивного фонда Российской Федерации Состав Национального библиотечного фонда и проектно-программные средства его поддержки и развития III. Состояние объектов культурного наследия Проблема мониторинга объектов культурного наследия О состоянии нематериального культурного наследия Язык, фольклор Традиционные образцы семейной обрядности Проблемы поддержки и сохранения народных праздников Традиционно-почитаемые объекты Традиции народного целительства Народные промыслы, знания и умения Историко-культурные регионы: Северный Кавказ Проблемы сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Заключение и рекомендации Введение Изменения, связанные с политической, социально-экономической и культурной ситуацией последних десятилетий в России и их анализ по регионам Российской Федерации показывает, что в настоящее время всѐ большее значение приобретают инновационные процессы. При этом возникает потребность в создании и внедрении программ сохранения культурного наследия на уровне регионов и муниципальных образований. К сожалению, государство в значительной мере утратило позицию единого «заказчика» подобных разработок и не обеспечивает в должной мере всеми необходимыми ресурсами апробацию и реализацию проектов защиты и охраны культурного наследия. Новый закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должен был бы способствовать решению проблем, связанных с поддержкой и защитой культурного наследия, однако этого пока не происходит. Общественные и бизнес- структуры, принимающие участие в разработке программ и проектов развития территорий, все более проявляют заинтересованность, и государству следует учитывать этот инициативный ресурс. В противном случае возможности выбора дальнейшей стратегии в политике охраны культурного наследия будут оставаться крайне ограниченными. В этой связи становится актуальным междисциплинарный, а, по сути, культурологический анализ нынешнего состояния территорий и наследия, являющихся составной частью культурной среды. Такой анализ следует осуществлять с учетом серии параметров – исторических, социокультурных (включая этнические), экономических, градостроительных, экологических и управленческих. Такой анализ должен также базироваться на системе мониторинга, которая как минимум опирается на текущие данные государственных статистических наблюдений, а в краткосрочной перспективе может также быть дополнена регулярной информацией, поставляемой общественными и коммерческими организациями, а также инициативными группами граждан. Отсутствие до настоящего времени комплексного изучения культурного наследия территорий Российской Федерации, приводит к принятию неадекватных управленческих решений и безвозвратному ущербу. Отсутствие регулярных и сопоставимых данных о наличии и состоянии объектов культурного наследия народов Российской Федерации не позволяет адекватно выстраивать приоритеты в программах социального и культурного развития низового уровня, не позволяет эффективно решать задачи сохранения культурных ценностей на уровне муниципального управления. При этом речь идет не только о сохранении материальных форм культуры, но также о необходимости бережного сохранения, поддержки и развития нематериальных форм наследия. Цели и задачи доклада – анализ текущего положения в сфере сохранения развития и государственной поддержки культурного наследия народов Российской Федерации, поиск адекватных форм представления информации в ее обобщенных показателях и конкретных примерах, выявление возможностей совершенствования нормативно-правовых, организационных и мониторинговых действий. Экспериментальный доклад предусматривает составление максимально (исходя из имеющейся на сегодня информации) объективной картины состояния культурного наследия народов Российской Федерации и разработку методологических и практических рекомендаций по сохранению и популяризации культурного наследия в целях развития самобытности многонационального народа Российской Федерации. Основные понятия, используемые в докладе. Историко-культурное наследие - памятники природы, сооружения, градостроительные ансамбли, памятные места, предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также традиционные ценности, нормы, представляющие культурную значимость для группы лиц или общества на локальном, региональном, национальном или международном уровнях. Историко-культурный регион - территория, район, характеризующийся общностью природных, исторических, социокультурных, архитектурно-пространственных и ландшафтных параметров и соответствующий определенному временному периоду сложения территориальной общности населения. Историческое поселение - территория, объекты которой имеют определенное символическое значение; его архитектурно-пространственный облик является результатом деятельности во времени природных и антропогенных факторов, т.е. основные элементы культуры общества (политика, искусство, религия и т.д.) могут быть выявлены в пространстве в динамическом контексте. Поселение имеет историко-культурное значение, если оно получило признание группы лиц или общества в данный период на местном, региональном, национальном (федеральном) или международном уровнях. Культурная идентичность - набор ценностей, норм поведения и форм общения, включая язык, образ жизни, запечатлевшихся в культурной среде и имеющих региональные, исторические и иные культурные признаки, с которыми отождествляют себя различные группы населения. Культурный ландшафт (культурные ландшафтные территории) - специфические части ландшафта, образованные в результате различных сочетаний антропогенных и природных факторов, которые отражают изменения в обществе, его территориальное расположение; обладает признанной обществом ценностью из-за наличия значимых материальных объектов, отражающих определенные хозяйственные и культурные традиции, или в связи с происходившими историческими событиями. Музей-заповедник - учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической (культурной и природной) среде. Они могут быть музеями - усадьбами, этнографическими музеями – заповедниками и пр. Сохранения, использования и развития культурного наследия – последовательная система государственных мер защиты культурного наследия народов Российской Федерации, предусматривающая нормативно-правовую регламентацию деятельности всех субъектов управления и пользования культурным наследием, соответствующие государственные организационно-технические меры и финансовую поддержку соответствующих проектов. I. Правовое обеспечение государственной охраны, сохранения, использования культурного наследия Базовые принципы сохранения культурного наследия, их правовая и нормативная обеспеченность. Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан в сфере культуры и культурного наследия. Российская Федерация гарантирует создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует светский характер отечественной культуры, гарантирует каждому свободу творчества и защиту интеллектуальной собственности, гарантирует право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, гарантирует реализацию гражданами обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Конституция Российской Федерации гарантирует также государственную защиту указанных прав и свобод. Основной закон страны предусматривает, что установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации является прерогативой Российской Федерации. Охрана памятников истории и культуры, а также общие вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовое регулирование в этих сферах осуществляется федеральными законами и принятыми в соответствии с ними правовыми актами субъектов Российской Федерации. Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации организует реализацию внешней и внутренней политики государства, в том числе и в ее культурной составляющей, а также обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия общегосударственного значения, а также культурного наследия народов Российской Федерации. В соответствии с этими базовыми принципами за последние 15 лет сформировалось законодательство Российской Федерации в сфере культуры, к которому относятся закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей», федеральные законы «О библиотечном деле в Российской Федерации», «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «Об архивном деле в Российской Федерации», «О народных художественных промыслах», «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации. В целях организации систематического наблюдения за состоянием сохранности материальных объектов культурного наследия Правительством Российской Федерации утверждено положение об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда (постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2001№504). На международном уровне в рамках ЮНЕСКО и на европейском уровне принят ряд основополагающих документов в сфере охраны и сохранения культурного наследия. Российская Федерация, как правопреемник СССР, признает следующие международные документы: Европейская Конвенция 1985 г. «Об охране архитектурного наследия Европы», Конвенция 1972 г. «Об охране всемирного культурного и природного наследия», Конвенция 1970 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности», Конвенция 1954 г. «О защите культурных ценностей а случае вооруженного конфликта» и Исполнительный регламент, Первый протокол 1954 г. к Конвенции «О защите культурных ценностей а случае вооруженного конфликта». Однако в качестве суверенного государства Российская Федерация не ратифицировала ни одного международного документа в сфере культурного наследия, включая и второй протокол 1999 г. к Конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Таблица 1. Ратификация Российской Федерацией конвенций ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия
|