Снести старые здания было бы проще и дешевле. Но не все измеряется деньгами в моменте - с.3 |
19.04.2024 00:00 | ||||||
Страница 3 из 4 Реально ли заранее оценить объем инвестиций в ОКН? — К сожалению, матрицы, которая позволила бы определить точный объем затрат на реставрацию и приспособление объекта культурного наследия, не существует, можно получить только «укрупненные показатели». Но бюджет любой стройки в итоге оказывается больше запланированного изначально. Поэтому удивляться нечему. Остается взвесить соответствие дополнительных затрат и потенциальных бонусов — локации (как правило, ОКН находятся в центре города), небольшой этажности, окружения, доступности различных точек притяжения. Многие сетуют, что работать со зданиями-памятниками сложно и дорого. Наверное, снести все было бы проще и дешевле. Но не все измеряется деньгами в моменте. К тому же, если вы подхватите такой объект и приведете его в порядок, дальше он будет только дорожать. С какими проблемами чаще всего сталкивается бизнес в процессе эксплуатации зданий-памятников? — Многие представители малого бизнеса в свое время покупали помещения на первых этажах в зданиях-памятниках и встраивали туда кофейни и небольшие ресторанчики. При этом они лихо выносили сети на фасады. Со временем государство ужесточило требования к эксплуатации ОКН — и сейчас собственники сталкиваются с серьезными проблемами. С одной стороны, их штрафуют за нарушения, с другой, любые изменения в многоквартирных домах приходится согласовывать со всеми собственниками. Таким компаниям надо упрощать жизнь, но у нас, к сожалению, скорее пытаются наказать, чем помочь. Думаю, таким предпринимателям надо объединяться, поодиночке они не смогут решить эту проблему. Что, на ваш взгляд, могло бы упростить процесс работы бизнеса с ОКН? — Мне бы хотелось, чтобы возникла структура, помогающая на этапе принятия решений. Недавно я стала членом Общественного совета при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия. Этот орган не уполномочен принимать какие-либо решения, но я надеюсь, что мы сможем создать новый формат взаимодействия государственных органов с теми, кто хочет от них что-то получить в рамках работы с ОКН. Перейдем к вашему портфолио: расскажите работе над «Главным проспектом». Вы отметили, что проект претерпел изменения в процессе строительства. Почему они потребовались? — Олег Андреевич Гусев привлек нас на этапе, когда проектная документация была согласована, шли строительные работы. Мы открыли подвалы (за годы они полностью ушли под землю) и обнаружили, что исторически это были полноценные этажи с окнами и дверями. Мы предложили сделать эту зону эксплуатируемой, применив определенные инженерно-технические решения. Кроме того, мы очистили мансардный этаж. В результате здание превратилось из двухэтажного в полноценное четырехэтажное. Это пример огромной удачи: собственник услышал нас, увеличил объем инвестиций — и дополнительно получил более 1000 кв. м площадей. Очень важным, на мой взгляд, было решение Олега Андреевича выставить в этом пространстве свою личную коллекцию произведений искусства. С одной стороны, она стала основой большого музейного пространства, с другой, многие в Екатеринбурге последовали его примеру. С какими еще объектами культурного наследия вам удалось поработать в Екатеринбурге и за его пределами? — Один из любимых объектов — «Напольная школа» в Алапаевске. Это здание бывшей земской школы, где нашла последний приют часть членов царской семьи. В советский период его функция не менялась, поэтому объект хорошо сохранился. Сейчас там размещается филиал Свердловского областного краеведческого музея — Музей памяти представителей российского императорского дома.
Главный фасад «Здания земской школы» («Напольная школа») в Алапаевске по состоянию на 2017 г.
«Напольная школа» после реставрации, 2018 г. Дворовый фасад «Напольной школы после реставрации, 2018 г. |