Большое белое пятно.

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Памятники «Огановцам».

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Большое белое пятно. PDF Печать E-mail
Индекс материала
Большое белое пятно.
с.2
с.3
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Все страницы

16-17 апреля 2010г. в Ростове-на-Дону прошёл очередной – 13-й, - Международный фестиваль  туризма и отдыха Юга России «Мир без границ». Мы, конечно же, не могли обойти вниманием такое важное событие. В такой многогранной теме как туризм и отдых нас, естественно, в первую очередь интересовала  проблема использования и развития культурно-исторического потенциала нашей области. К сожалению, существенного продвижения в решении этой проблемы мы не заметили.

В целом прошедший фестиваль – если не считать оформления выставочного модуля Ростовской области, ведущей темой которого стал чеховский юбилей, - мало чем отличался от предыдущих: 90% выставочных площадей заняли турфирмы, ориентированные на «выездной» туризм. Единственной турфирмой на фестивале, которая предлагала туры по нашей области, оказалась «Рена-Тур» (может мы кого и не заметили, хотя внимательно осмотрели все павильоны, в таком случае заранее приносим свои извинения). То есть в целом туриндустрия нашей области остаётся неким «насосом», перекачивающим финансовые средства наших граждан в экономику других стран. Причин тому много и ситуацию, понятное дело, в одночасие не переломить. Но корень решения проблемы, на наш взгляд, в ответе на вопросы: «А что мы имеем показать?» и «Умеем ли мы показать, что имеем?»

Чтобы ответить на эти вопросы мы собрали все представленные на фестивале информационные и рекламные материалы и попытались их проанализировать.

Ожидаемо достойно – не будем здесь вдаваться в вопрос почему? – были представлены Таганрог и Вёшенская. Неплохо, хотя и заметно ниже своего реального потенциала и, главное, без существенного изменения и развития (практически так же как год назад, два, пять…), выглядели Азов, Аксай, Новочеркасск, Старочеркасск и Танаис. Порадовали некоторые – Октябрьский, Неклиновский, - сельские районы. Но вот Ростов выглядел удручающе.

Судите сами.

Берём серию буклетов «Серебряная подкова Дона», выпущенной в конце прошлого года тогда ещё Управлением развития туризма области (см. Приложение 1).

Судя по этим буклетам, кроме Большой Садовой, Театральной площади и набережной в Ростове смотреть нечего и больше трёх часов в этом городе нечего задерживаться. И какую «историю возникновения и развития г.Ростова-на-Дону» можно таким образом узнать, мы не представляем. Я уже не говорю о Нахичевани, не понятно, зачем названой, потому что там, оказывается и смотреть нечего.

Иллюстрируется этот текст единственной фотографией – Музыкального театра. Выбор неожиданный. Мы, конечно, очень хорошо относимся к нашему Музыкальному театру и регулярно его посещаем, но никак не можем признать его здание,  имеющим первостепенную историческую  и архитектурную ценность для нашего города. Да и с текстом как-то не увязывается. Логичнее было бы поместить изображение театра Горького, который давно стал одним из главных символов нашего города.

Спрашивается, может ли такая информация заставить туристический люд устремиться в Ростов? Ради чего ехать?


Берём «Туристско-информационный справочник «Ростовская область», подготовленный Минэкономики области ещё в 2008г. (см. Приложение 2, кстати, предлагать на фестивалях информационную продукцию двухлетней давности – это деловой моветон).

При несомненно большем размере текста данного справочника его информативность не намного выше предыдущего. Большую его часть составляют общие гладкие малоинформативные фразы. Иллюзию информативности создаёт упоминание нескольких – девяти, если мы правильно посчитали, - конкретных «экскурсионных объекта». Но при внимательном чтении становится не понятно, как они – помимо «Коробейника» и уже не существующего «Гранд-отеля», - связаны с «коммерческой» судьбой города» (кстати, не понятно, почему слово «коммерческий» авторы взяли в кавычки; на что они намекают?), «центром промышленности, культуры, образования и науки»? А заслуживающим внимая туристов во всём городе авторы считают даже не всю Большую Садовую (как в рассмотренном ранее буклете), а всего лишь её два квартала: от пр.Будёновского до пр.Семашко (правда, предлагают пройтись только до пер.Соборного, но реально «доводят» аж на квартал дальше). Создаётся впечатление, что авторы (или авторы) – чиновник(и), работающий(е) в здании городской администрации, изредка позволяющий(е) себе в хорошую погоду прогулку по парку Горького, а весь остальной город для него(них) – terra incognita, пересекаемая на личном или служебном авто. С историей же Ростова автор (авторы), очевидно, знаком(ы) только по справкам «о социально-экономическом развитии города». Правда – будем справедливы, - следует отметить и определённую смелость автора(ов), выразившейся во фразе: «радуют глаз старинные дома в тени раскидистых лип и высоких тополей, парят над городом золотые купола церквей».  Золотые купола давно уже не парят над городом. Они заставлены со всех сторон убогими современными высотками. Даже колокольню собора можно увидеть только со стороны так полюбившегося автору(ам) Соборного (впрочем, об этом автор(ы) может (могут) и не подозревать, если, как мы предположили, его (их) прогулки по городу ограничиваются парком Горького). Что касается «старинных домов», то в подавляющем большинстве они давно не «радуют глаз», порой просто разваливаются, а судя по политике массово вывода памятников из списка охраняемых объектов  областного министерства культуры, молчаливо поддерживаемой городской администрацией,  скоро вообще исчезнут. А вместе сними и «раскидистые липы» и «высокие тополя», которые прекрасно уживались (и пока ещё уживаются) со «старинными домами», но страшно мешают строителям новых «высоток», которые всё агрессивнее захватывают исторический центр Ростова.

Текст заканчивается многоточием, намекающим, что дальше нас ждёт ещё много интересного.  Действительно, дальше идёт 15 страниц с описанием «объектов», заслуживающих внимания туристов. Первыми идут музеи. Их всего четыре: один художественный (областной ИЗО) и три исторических (областной краеведческий, музей СКВО и железнодорожной техники). Для миллионного города с богатой историей это издевательски мало (думаем, это единственный пример в России, сравните, сколько музеев в намного меньших по площади и населению других городах нашей области). При этом два из трех исторических музеев – ведомственные, т.е. заслуг городской и областной администраций в их создании и поддержании в достойном виде нет никакой.  Дальше идут театры, филармония, цирк (общим количеством 6) и парки (вместе с зоопарком - 8). Итого восемнадцать «культурных объектов». Зато дальше на многих страницах идёт список  двадцати двух развлекательных клубов и сорока ресторанов. И тогда становится ясно, зачем по мнению автора(ов) надо ехать в Ростов, чем он в действительности интересен.


Возьмём теперь самое свежее издание, подготовленное Ростовским региональным туристическим информационным центром в 2010г – «Ростов-на-Дону. Туристическая карта». Вначале читаем основной текст (см.Приложение 3).

От предыдущих изданий этот текст отличает очень короткая уныло-казённая историческая справка, дающая какую-то конкретную информацию только о первом полувеке с небольшим истории города – от 1749г. до 1806г., - вся прочая двухвековая история уместилась в пустую фразу о «пути» «от небольшого военного поселения до одного из крупнейших в России торговых, транспортных, финансовых и промышленных центров». Большая часть оставшегося текста – такая же уныло казённая справка: «порт пяти морей», «культурные традиции», «творческие коллективы» и т.п. Собственно рассказ о современном Ростове, о том, что в нём сейчас есть такое особо интересное, ради чего надо сюда специально ехать, помимо упоминания о зоопарке, ипподроме, рынке, «развесёлом Левбердоне» в купе с развлекательными центрами и клубами, библиотекой и краеведческим музеем, а также дельфинарием и аквапарком (в каком городе их сейчас нет, чтобы специально ради них ехать в Ростов), -  сводится к одному предложению: «Ростовская набережная, улочки с купеческими особняками, партерный сквер на главной площади, тенистые парки, уютные кафе и рестораны на улице Пушкинской создают романтическую атмосферу старого города». Об «улочках с купеческими особняками» мы уже говорили, поэтому не будем здесь повторяться. Что же касается «романтической атмосферы старого города» ул.Пушкинской… очевидно, автор (авторы) этой туристической карты или давно не бывал(и) на Пушкинской, или у него (них) очень своеобразное понимание «романтической атмосферы». У нас эти высотки из бетона и монилит-кирпича, ставшие за последние годы главной «достопримечательность» Пушкинской, с «романтической атмосферой» никак не ассоциируются.

Такую лапидарность основного текста автор (авторы), очевидно, рассчитывал(и) компенсировать описанием некоторых конкретных достопримечательностей Ростова. На чём же он (они) остановили свой выбор в качестве, насколько мы понимаем,  самого интересного, что есть в нашем городе (см.Приложение 4).

Во-первых, обращает на себя внимание отбор «достопримечательностей». Из 16 «экскурсионных объектов» 11 расположены на Большой Садовой и Театральной площади (которую в данном случае можно рассматривать как её неотъемлемую часть), 2 - на Пушкинской, 1 на набережной, 1 – в Нахичеване (хоть здесь о ней не забыли) и – особняком, - Рождественский собор  на Центральном рынке. То есть, нам опять предлагают всё ту же «пробежку» по Большой Садовой (хотя и в полном объёме – от пригородного вокзала до Театральной площади) с «заскоками» на Пушкинскую и набережную, к Рождественскому собору и Нахичеванскому театру.

Во-вторых, сам рассказ об этих достопримечательностях, сводящееся к поверхностному отрывочному внешнему описанию, по которому совершенно невозможно получить представление о «пути от небольшого поселения до одного из крупнейших центров России», который прошёл наш город.

Но поскольку речь идёт о «туристической карте», автор (авторы), возможно, полагали, что пояснительные тексты здесь не самое главное. Важнее информативность самой карты. Но с самой картой дела обстоят ещё хуже. Среди множества «инфраструктурных» значков с трудом удаётся найти значки, обозначающие «достопримечательности». Хотя, нет – есть одно исключение. Это значок, который в «Условных обозначениях» описан как «Памятники, монументы». От этих значков – особенно на Пушкинской, Садовой и набережной, - аж рябит в глазах. Вначале это у нас вызвало некоторое замешательство: мы и не подозревали, что в Ростове столько памятников и монументов. Но потом догадались, что автор (авторы) к этой категории отнесли и всю городскую скульптуру, которая в большом количестве появилась в нашем городе за последние несколько лет. Мы очень хорошо относимся к городской скульптуре, она нам в подавляющем большинстве очень нравится, но такой подход, на наш взгляд, принижает, «девальвирует» те действительные памятники и монументы, которые отражают важнейшие события в истории нашего города и имеют высокую художественную ценность, а заодно дезориентирую туристов (тем более, что ни под одним из значков, нет никаких обозначений, позволяющих понять, что же за «памятник» или «монумент» за ним скрывается). Остальные «достопримечательности» представлены всего девятью их уменьшенными изображениями («иконками»), которые, как не трудно догадаться, расположены в основном по линии Большой Садовой, и двумя значками, которые в «Условных обозначениях» расшифрованы как «памятники архитектуры». Догадаться, что за «памятники архитектуры» они обозначают, мы так и не смогли (на карте под ними нет никаких пояснений). Может, Вы сможете. Один располагается на месте гостиницы «Дон-плаза», а другой на южной стороне Пушкинской между пр.Ворошиловским и пр.Соколова.

При этом ни Туристический справочник, ни Туристическая карта не предлагают ни одного экскурсионного маршрута по Ростову.

Подводя неутешительный итоги, мы можем сказать одно. Всё, что мы посмотрели и прочитали – это род бюрократической отписки. Поступила команда – «Развивать туризм!» - составили план, написали «документы», отчитались, а, главное, «освоили» выделенные средства.  А какой это даст реальный результат – это не важно.  Люди, которые занимаются развитием туризма в Ростове, его не любят, не знают его истории, он им самим не интересен и потому они в принципе не могут никого заинтересовать им, а следовательно, побудить кого-либо сюда приехать, а тех, кто уже приехал, заинтересовать так, чтобы он захотел сюда снова вернуться и посоветовал приехать сюда другим.

Ростов-на-Дону, как его сейчас преподносят наши туристические чиновники – это большой белое пятно на туристической карте. Ну, если и не совсем белое, - то серое. Что на самом деле ещё хуже. Нет ничего скучнее и «убийственнее» для туриндустрии, чем СЕРОСТЬ.


Серия буклетов «Серебряная подкова Дона»,

Вот всё, что в них написано о Ростове:

«ЮЖНАЯ СТОЛИЦА»

(АВТОБУСНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ 3 ЧАСА)

Обзорная экскурсия по столице донского края познакомит с историей возникновения и развития г.Ростова-на-Дону и бывшего армянского города Нахичевани-на-Дону, их современностью. Во время экскурсии Вы сможете осмотреть архитектурные ан­самбли XIX века на ул. Большой Садовой, побывать на Театральной площади и увидеть уникальное здание Ростовского академического драматического театра им. М. Горького. Вам представится возможность посе­тить ростовскую набережную и после завершения экс­курсии совершить вечернюю прогулку по р.Дон на те­плоходе»


Туристско-информационный справочник «Ростовская область»

«РОСТОВ-НА-ДОНУ - один из крупнейших городов России, столица Южного федерального округа.

Расстояние до Москвы -1226 км.

Отсчет своей истории теплый южный го­род ведет с 1749 г. - с момента подписания указа императрицы Елизаветы Петровны об учреждении Темерницкой таможни и пор­та. Другой предшественницей Ростова-на-Дону была крепость св. Димитрия Ростовско­го, основанная в 1761 году и давшая городу имя.

Перекресток торговых путей и благодатный Дон, неспешно струящий свои воды возле са­мого Ростова, определили «коммерческую» судьбу города, пестроту традиций и обычаев, независимость нравов его жителей. Во все времена город имел особый статус. Сегодня это столица юга России, крупный центр тор­говли и промышленности, культуры, образо­вания и науки, город яркий, современный и очень динамичный. И в то же время, как и в XIX веке, радуют глаз старинные дома в тени раскидистых лип и высоких тополей, парят над городом золотые купола церквей, шумит и поражает изобилием товаров старый базар, а ростовчанки - «женщины всемирной кра­соты» - заставляют невольно оборачиваться им вслед.

Главная улица - Большая Садовая, которой посвящено немало стихов и песен, - появи­лась на плане города в 1811 году вместо фруктовых садов. Пройдемся по ней от пр.Буденновского до пер.Соборного. Справа на углу возвышается здание в стиле модерн, по­строенное в 1910 г. как доходный дом купца Пустовойтова. Сегодня его этажи занимают торговые залы ЦУМа. Напротив расположи­лась кондитерская «Золотой колос». Когда-то на этом месте красовался «Гранд-Отель», где любили останавливаться «люди деловые и торговые». Неслучайно сейчас чуть поодаль стоит бронзовый «Коробейник» (2). Положи­те ему на поднос монетки, погладьте кота, стоящего рядом, - и вам улыбнется удача. Продолжая прогулку, вы окажетесь перед входом в парк им. М.Горького (1). Прямо перед собой на площадке можно увидеть знак «Центр города», который сообщит, сколько километров от Ростова до Парижа, Рио-де-Жанейро или Нью-Йорка... Огляни­тесь вокруг. Ваше внимание сразу привлекут творения столичного архитектора А.Н. По­меранцева. На стороне парка - «жемчужина в каменном ожерелье» - здание Городской думы (1899 г.) (4), выполненное в стиле ре­нессанс с элементами московского барокко. На противоположной стороне - гостиница «Московская» (1896 г.) в стиле позднего классицизма, чуть левее от нее виднеется здание, увенчанное шатровой башенкой, по­строенное по заказу купца С. Ф. Генч-Оглуева (1883 г.), - первое многоэтажное каменное строение на Б. Садовой (3). В перспективе пер.Соборного, на пересечении которого вы стоите, блеск золоченых куполов укажет дорогу к Кафедральному собору Рождества Пресвятой Богородицы, построенному по проекту К. А. Тона (1860 г.) (5). Полюбовав­шись архитектурными шедеврами, загляните в парк. Как и 100 лет назад, он радует глаз своими цветниками. Отдохните в тишине его аллей, чтобы продолжить путь дальше...»


Ростов-на-Дону. Туристическая карта

«История Ростова начинается с середины XVIII века. 15 декабря 1749г. указом императрицы Елизаветы Петровны была учреждена Темерницкая таможня на правом берегу Дона близ устья реки Темерник. В 1761 г. возводят грандиозную крепость, названную в честь митрополита Димитрия Ростовского, вокруг которой впоследствии возникают поселения, впервые именуемые городом Ростовом-на-Дону в указе императора Александра Первого от 17августа 1806 г.

В течение своей истории Ростов несколько раз менял свой статус, пройдя путь от небольшого военного поселения до одного из крупнейших в России торговых, транспортных, финансовых и промышленных центров.  Город, который называют «Воротами Кавказа», возник на пересечении важнейших путей, связавших центр России с районами Кавказа и Причерноморья, чем объясняется его быстрый рост и развитие. Сегодня Ростов-на-Дону - это порт пяти морей (Белое, Азовское, Каспийское, Балтийское и Черное). У причалов городского речного вокзала можно встретить суда, пришедшие из разных концов России и зарубежья. Особую прелесть виду Ростова придает река Дон, в которой, как в зеркале, отражаются городские кварталы. Ростовская набережная, улочки с купеческими особняками, партерный сквер на главной площади, тенистые парки, уютные кафе и рестораны на улице Пушкинской создают романтическую атмосферу старого города. Ростов знаменит своим зоопарком и ипподромом, шумным рынком, который горожане называют «Старым Базаром», развеселым Левбердоном и множеством легенд "Ростова-папы". Ростов-на-Дону — город с большими культурными традициями. Здесь работают крупнейшая на юге публичная библиотека, краеведческий музей, театры и кинотеатры, развлекательные центры и клубы, дельфинарий и аквапарк. Творческие коллективы Ростовского симфонического оркестра, Ансамбля донских казаков, Ансамбля СКВО широко известны в России и за рубежом. Донской край издавна славится своим радушием. Южное гостеприимство воспето в старинной казачьей песне «Гостю рады на Дону...»


Приводим список этих достопримечательностей с дословным описанием из туристической карты Ростова-на-Дону.

«Памятный знак в честь основания Темерницкой таможни.

Установлен в 1976 году. По проекту ростовского архитектора Г.Л.Григорьева.

Памятный знак выполнен как макет одного из первых русских кораблей, в строительстве которого принимал участие сам Петр Великий. Государь дал ему имя – «Предестинация» (лат. судьба).

Дом Маргариты Черновой

Построен в 1899 г- в стиле эклектики с использованием архитектурных мотивов барокко, ренессанса и классицизма по проекту архитектора Николая Дорошенко. Угол здания акцентирует ротонда, завершенная изящной главкой. Фасад здания украшен лепным декором. Дом построен ростовским купцом миллионером Парамоновым для своей возлюбленной, актрисы Маргариты Черновой.

Городская скульптура «Ростовчанка»

Установлена на набережной Дона в 1984г. Автор - А.А.Скнарин. Скульптор представил образ прекрасной и юной жительницы города, обращенной к истокам Дона.

На городской набережной можно увидеть—и другие достопримечательности: памятник А.М. Горькому, бывавшему в нашем городе, бюст адмиралу Ф.Ф. Ушакову, памятник донскому писателю М.А. Шолохову и скульптуры героям его произведений Нахаленку и Деду Щукарю.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Построен в 1860 г. с использованием проекта церкви Константина Тона «Введение во храм пресвятой Богородицы» в Петербурге. Собор возвели на деньги ростовского купечества. Главными попечителями были купцы Федор Михайлов и Семен Кошкин, а в последствии и другие городские купцы. На подворье Ростовского собора по проекту областного войскового архитектора Антонио Кампиони в 1887 г. сооружена четырехъярусная колокольня.

Городская скульптура «Коробейник»

Установлена в 2004 г. на улице Большой Садовой. Скульптор — Д.В.Лындин.

Скульптура «Коробейник» — сим­вол купеческих традиций старого Ростова.

Мемориальный комплекс в честь освобождения г. Ростова-на-Дону и Монумент Славы в честь ратных подвигов советских воинов

Комплекс открыт к 40-летию освобождения г. Ростова-на-Дону от немецко-фашистских войск.

Авторы монумента — скульпторы Ю.М.Руковишников, А.Н.Филиппова и архитектор Н.Н.Миловидов.

Центральная часть монумента - 70-метровая стела. В верхней ее части установлена аллегорическая фигура богини победы Ники, обращенная к Дону. С обратной стороны стелы — орден Отечественной войны I степени, которым был награжден г.Ростов-на-Дону. У основания стелы - композиция из тематических рельефов: «Фронт», «Тыл», «Мир».

Здание Ростовской Думы и Управы, ныне - администрации г. Ростова-на-Дону

Здание строилось в 1897-1899 гг. Автор проекта — столичный зодчий А.Н.Померанцев.

Архитектурный облик здания формируют угловые купола и обилие скульптурных и штукатурных деталей, сочетающих в себе классические и барочные формы. Здание было разрушено в годы Великой Отечественной войны, а затем восстановлено.

Ростовский Государственный Музыкальный Театр

Построен в 1999 г. Создатели сооружения — ростовские архитекторы Л.М.Лобак, Г.А.Дуков, В.М.Хафизов.

Запоминающийся силуэт здания напоминает рояль с открытой крышкой. Включает большой зал на 2000 мест и малый зал на 500 мест.

Драматический театр им. М.Горького

Здание построено по проекту академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха в 1935 г. Представляет собой уникальный образец театрального здания в стиле советского конструктивизма.

Театр расположен на площади, объединившей Ростов и бывшую Нахичевань на рубеже 20-х и 30-х годов XX века. Здание является памятником архитектуры федерального значения, охраняется ЮНЕСКО. В настоящее время макет театра находится в Британском музее, как яркий образец конструктивизма в архитектуре.

Доходный дом купца торговой фирмы «Ф.Генч-Оглуев и И.Шапошников»

Построен в 1883 г. по проекту столичного зодчего А.Н.По­меранцева. Он стал его первым архитектурным творением в г. Ростове-на-Дону.

Это первый и один из лучших доходных домов г. Ростова-на-Дону. Угол здания украшает эркер с оригинальной шатровой башенкой. Фасады оформлены в стиле эклектика с использованием декора барокко.

Доходный дом П.К.Масалитиной

Доходный дом возведен в 1909 г. по проекту ростовского архитектора Г. Н. Васильева.

В архитектуре использованы приемы, характерные для барокко и классицизма. Строение определяло стилистику застройки всего квартала.

Областной Академический Молодежный театр

Здание построено в 1899 г-. архитектор — Н.Н.Дурбах.

Фасады оформлены с использованием архитектурного декора барокко, ренессанса и классицизма. Их отличают гармония архитектурных форм и нарядная торжественность. Сооружение представляет собой редкий, сохранившийся до наших дней, образец театрального здания конца XIX века на юге России.

Памятный знак первому ростовскому водопроводу

В августе 2007 г. открыт памят­ный знак первому ростовскому во­допроводу, сооруженному в 1865 г., это был один из первых десяти во­допроводов в Российской империи. Авторы — скульпторы А.М.Де­ментьев и С.Н.Олешня.

Памятный знак представляет собой скульптуру жительницы Ростова XIX века, которая наполняет ведро из водопроводной колонки.

Памятник А.С. Пушкину

11 августа 1959 г. торжественно открыт памятник русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину на пересечении улицы Пушкина и Ворошиловского проспекта. Авторы этого памятника — московский скульптор, заслуженный художник РСФСР Г.А. Шульц и архитектор М.А. Минкус.

Сферысветильники

Установлены в 1982 г. в центре аллеи между Кирове проспектом и Крепостным переулком. Авторы — скульпторы А.А.Скнарин, З.С.Левин, архитектор В.Н.Клейменов.

Сферы образованы ажурными решетчатыми элементами. Н центральной части, рядом с барельефным портретом А.С.Пушкина помещены сюжетные композиции на мотивы его произведений.

Памятник основателям крепости св. Димитрия Ростовского

Открытие памятника состоялось в сентябре 2009 г. Автор — С.Н. Олешня.

Эта скульптурная композиция включает фигуры знаковых для г. Ростова-на-Дону исторических личностей: строителя крепости, военного инженера Александра Ригельмана и первого его коменданта генерала-бригадира Сомова, атамана войска Донского Данилы Ефремова, сидящего на трофейной турецкой пушке, и сопровождающего его казачьего старшины с флагом, а также начальника Темерницкой таможни купца Василия Хастатова.

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

tgm-d.jpg